Quran
Эльмир Кулиев [Толковани ас-Саади] [Ru]
Сура 43.
Это - клятва Священным Кораном, который Всевышний назвал Ясным Писанием.
Он не подчеркнул, что именно разъясняет Коран, из чего следует, что рабы Аллаха могут найти в нем разъяснение всех мирских и религиозных вопросов, в знании которых они нуждаются.
Господь принес эту клятву в подтверждение того, что Он ниспослал свое последнее откровение на самом богатом и самом ясном из всех языков.
Это сделано для того, чтобы люди уразумели Писание.
Аллах облегчил его для восприятия и сделал доступным для рабов, дабы те могли вникнуть в его слова и понять заложенный в них смысл.
Коран хранится в верховном сонме, на самом высоком, самом лучшем месте.
Прекрасно его место, велика его слава и значимость, премудры его повеления, запреты и повествования.
Все его предписания исполнены мудрости и справедливости.
Затем Всевышний сообщил, что Его милость и мудрость не позволяют Ему предать забвению Своих рабов, предоставив их самим себе, даже если они несправедливы и преступают границы дозволенного.
Его великодушие и мудрость не позволяют Ему лишить их пророков и Священных Писаний, и поэтому далее Он сказал:
Неужели Мы отвернемся от вас и предадим вас забвению из-за того, что вы отворачиваетесь от Нас и отказываетесь повиноваться Нам? Напротив, Мы ниспошлем вам Ясное Писание и разъясним вам в нем все необходимое.
Если вы уверуете в него и пойдете прямым путем, то обретете успех, но если вы отвратитесь от него, то у вас уже не будет оправдания своим грехам, ибо это Писание изобличает порочность всего, что вы творите.
Всевышний и прежде не предоставлял людей самим себе и отправлял к ним пророков.
Они призывали свои народы поклоняться одному Аллаху, не придавая Ему сотоварищей, но многие из них не желали расставаться с неверием.
Поэтому Аллах сказал:
Они надменно отвергали их учение и превозносились над истиной.
Эти народы обладали большой силой и совершали великие дела, но Аллаху не составило труда уничтожить их.
О них остались лишь притчи и легенды, из которых вы должны извлечь полезный урок, дабы не впасть в неверие и не последовать за ними.
Аллах - Единственный Бог, у Которого нет сотоварищей.
Все творения покорны Ему душой и телом изначально и навсегда.
Многобожники признают это, но все равно продолжают приписывать Аллаху детей, супругу и сотоварищей! Как могут они приравнивать к Нему тех, кто не способен ни сотворить, ни даровать пропитание, ни умертвить, ни вернуть к жизни?!
Господь привел некоторые доказательства совершенства Своей милости и Своего могущества и напомнил рабам, что Он сотворил для них землю и сделал ее для них колыбелью и обителью, в которой они могут делать все, что пожелают.
Он провел на ней дороги и проложил тропы по горным ущельям, чтобы вы могли найти путь в далекие страны.
Быть может, вы будете идти уложенными тропами, а не блуждать по бездорожью, и будете извлекать уроки из милостей, которыми вас одарил Аллах, и размышлять над ними.
Он ниспослал вам воды ровно столько, сколько вам нужно: не больше и не меньше.
Нехватка воды не позволила бы вам насладиться ею, а ее избыток причинил бы вред вам и вашим землям.
Но по милости Аллаха дожди приносят ровно столько воды, сколько хватает для орошения земель и избавления людей от засухи и несчастий.
Благодаря этой воде Аллах возвращает землю к жизни, после того как она умерла.
А когда подойдет к концу срок вашей жизни в барзахе, где вы пребудете после смерти вплоть до наступления Судного дня, Он таким же образом воскресит вас и воздаст каждому из вас за то, что он совершил.
Он сотворил всякие пары живых тварей из того, что взращивает земля, из них самих, а также из того, о чем люди ничего не знают.
Он сотворил мужчину и женщину, день и ночь, холод и жару и многое другое.
Он создал корабли, среди которых есть парусники, каравеллы, пароходы, а также животных, на которых вы ездите.
А восседая на палубах кораблей и спинах верховых животных, вам надлежит поминать милость Господа, который подчинил вам эти творения, и возносить Ему хвалу за это.
Поэтому далее Всевышний сказал, что правоверные, поднимаясь на палубы кораблей и садясь на верховых животных, говорят: «Пречист Тот, Кто подчинил нам все это, ведь мы сами на такое были неспособны.
Воистину, мы вернемся к нашему Господу».
Если бы Он не покорил нам сушу и море, то нам бы ни за что не удалось сделать это самим.
Но по своей доброте и милости Всевышний подчинил их нам и облегчил нам путь к достижению того, чего мы достигли.
Смысл этого в том, что именно Господь, который одаряет милостями Своих рабов, достоин всякого поклонения и заслуживает того, чтобы люди молились Ему и падали пред Ним ниц.
Всевышний сообщил о чудовищной лжи многобожников, которые приписывают Ему детей.
Он ни в ком и ни в чем не нуждается, но все сущее нуждается в Нем.
У него нет ни супруги, ни детей, и нет никого равного Ему.
И поэтому заявления многобожников лживы, и выявить их порочность можно несколькими способами.
Во-первых, все творения являются рабами Аллаха, а рабство никоим образом несовместимо с отцовством.
Во-вторых, ребенок является частью своих родителей, а Всевышний Аллах не имеет ничего общего со своими творениями и отличается от них своими великолепными качествами и достохвальными эпитетами.
Ребенок - частичка своих родителей, и поэтому у Аллаха нет и не может быть детей.
В-третьих, многобожники считали ангелов дочерьми Аллаха.
Хорошо известно, что женщины занимают более низкое положение, чем мужчины.
Как же могли эти нечестивцы приписывать Аллаху дочерей и гордиться тем, что у Аллаха нет сыновей, а у них они есть?! Неужели они решили, что превосходят Самого Аллаха?! В-четвертых, язычники приписывали Аллаху дочерей, тогда как сами испытывали отвращение к ним.
Как же они осмелились поступить таким образом?! В-пятых, женщины имеют больше недостатков, чем мужчины.
Эти недостатки проявляются в их суждениях и умении излагать свои мысли, и поэтому Всевышний сказал:
Неужели вы приписываете Аллаху дочерей, которые думают о красивых нарядах и убранстве, потому что их собственная красота несовершенна? А в тяжбе, где проявляется умение человека говорить и убеждать других, они не способны ясно излагать свои мысли и искусно аргументировать свою точку зрения.
Как же осмелились многобожники возвести на Всевышнего Аллаха такой навет?
В-шестых, язычники сочли благородных рабов Аллаха женщинами.
Они вначале превознесли ангелов, приближенных рабов Милосердного, до существ божественного происхождения и приравняли их к Аллаху, а затем унизили их, назвав их существами женского пола.
Хвала Тому, кто выявляет противоречия в лживых утверждениях нечестивцев, которые возводят навет на Аллаха и враждуют с Его посланниками.
В-седьмых, утверждения многобожников не выдерживают критики, потому что они не присутствовали при сотворении ангелов.
Почему они говорят о вещах, о которых им ничего не известно?!! Они непременно будут спрошены за то, что говорят, и им не удастся избежать наказания.
Всевышний сообщил о том, что многобожники поклонялись ангелам, ссылаясь на то, что так было угодно Самому Аллаху.
Во все времена многобожники пытаются оправдаться Его предопределением, но подобное оправдание несостоятельно.
Оно противоречит как здравому смыслу, так и Его религии.
Противоречие со здравым смыслом проявляется в том, что ни один разумный человек не станет оправдываться предопределением.
А всякий, кто поступает так, ставит себя в очень неловкое положение.
Что же касается противоречий с религией, то Всевышний Аллах назвал такое оправдание лживым и упомянул о том, что прибегают к нему только многобожники, не уверовавшие в посланников.
Всевышний разъяснил Своим рабам истину, после чего у них не осталось ни малейшего оправдания неверию и многобожию.
Ну а многобожникам остается лишь строить безосновательные догадки и говорить о том, о чем у них нет никакого знания.
Разве у них есть Священные Книги, которые подтверждают праведность их деяний и правдивость их слов? Нет! Аллах отправил к ним Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, дабы тот предостерег их от грядущего наказания, и до него к ним не приходили увещеватели.
Так, утверждения идолопоклонников не опираются ни на логику, ни на священные тексты, а все, что противоречит этим двум основам, является ложью и измышлением.
Многобожники сомневались в собственном заблуждении, потому что прежде этим путем следовали их предки! Воистину, это сомнение безосновательно, но на протяжении всей истории именно оно заставляло неверующих отвергать учения Божьих посланников.
Во все времена находились богачи, которые чванливо отвергали истину, погрязали в мирских усладах и обольщались богатством и властью.
И поэтому курейшиты - не первые, кто говорит подобное.
Многобожники всегда слепо подражают своим заблудшим предкам.
Они не ищут истину и прямой путь, а лишь фанатично придерживаются своих взглядов и пытаются найти оправдание своим ошибочным воззрениям.
Каждый посланник говорил: «Неужели вы не последуете за мной по прямому пути, даже если отцы ваши ошибались?» Но нечестивцы, которых терзали порочные сомнения, отвечали: «Мы не веруем в то, с чем все вы посланы».
Из их слов было ясно, что они не желали следовать прямым путем и путем истины, а хотели верить в ложь и руководствоваться своими низменными желаниями.
Аллах отомстил им за то, что они сочли истину ложью и отвергли ее из-за своего дурного сомнения.
Как же ужасен был исход тех, которые сочли лжецами посланников! И пусть неверующие устрашатся своих грехов, дабы не постигло их то, что постигло их предшественников.
Всевышний сообщил о дороге Своего возлюбленного - Ибрахима, последователями которого считали себя и люди Писания, и арабские язычники.
Все они заявляли о том, что верно следуют его путем, и поэтому Господь напомнил им об истинной религии Своего великого посланника и возлюбленного и учении, которое он заповедал своим потомкам.
Однажды он сказал своему отцу и народу, который поклонялся и делал приношения вымышленным богам: «Мне ненавистны ваши злодеяния, и я не причастен к вам.
Я поклоняюсь только своему Создателю, ищу Его защиты и покровительства и надеюсь на то, что Он наставит меня на прямой путь, научит истине и поможет руководствоваться ею в делах.
Он сотворил меня пригодным к мирской жизни, и благодаря Его наставлению я смогу найти счастье в Последней жизни.
Он завещал своим потомкам верить в Единого Аллаха, служить Ему одному и не иметь ничего общего с поклонением ложным богам.
Он надеялся, что люди обратятся к правой вере, помня о твердой приверженности этому пути своего славного предка и о его заповеди, а также о заповедях его потомков Исхака, Йакуба и многих других.
Поэтому Всевышний сказал: «Кто же отвернется от религии Ибрахима (Авраама), кроме глупца?» (2:130).
А заповедь Ибрахима многие века жила в памяти его потомков, пока они не погрязли в роскоши и беззаконии.
Аллах разрешил людям пользоваться земными благами и наслаждаться мирскими усладами, но они сделали эти удовольствия смыслом жизни и целью существования.
Любовь ко всему мирскому овладевала их сердцами до тех пор, пока не укоренилась в их взглядах и не стала их неизменным качеством.
И вот тогда к ним явились истина, в которой невозможно было усомниться.
К ним явился посланник, чья пророческая миссия не оставляла сомнения и подтверждалась вескими доказательствами, чудесами и благонравием самого посланника, а также правдивостью его учения, проповедей и его заявлений о предыдущих посланниках.
Истина всегда способна убедить и заставить подчиниться ей каждого, кто обладает хотя бы крупицей веры и разума.
И поэтому слова многобожников были проявлением величайшего упорства и враждебности.
Однако язычники не довольствовались тем, что отвергли пророчество и отвернулись от него, а принялись поносить его самым скверным образом и не успокоились, пока не назвали его колдовством, которым занимаются самые порочные и лживые люди.
А побудило их к этому не что иное как богатство, которым Аллах наделил их и их отцов.
Продолжая возводить на Аллаха свои гнусные измышления, они говорили: «Почему Аллах не избрал для этой миссии одного из почитаемых и уважаемых жителей Мекки или Таифа, такого как аль-Валид б.
аль-Мугира?» Всевышний отклонил их претензии и сказал:
Разве они являются хранителями милостей Божьих? Разве они распоряжаются ими по собственному усмотрению и избирают пророками и посланниками, кого пожелают? Только Аллах распределяет блага и возвышает одних людей над другими в этом мире.
А милость твоего Господа лучше, чем богатство, которое копят люди.
Если же жизнь рабов и их пропитание находятся в руках Всевышнего, Который щедро одаряет одних и уменьшает удел других в соответствии со Своей мудростью и милостью, то что тогда говорить о пророческом послании, которое является величайшей из всех милостей и более всего заслуживает того, чтобы находиться в Его власти?! Воистину, Ему лучше знать, кто достоин быть Его посланником.
Из этих слов становится ясно, насколько порочны и безосновательны были претензии язычников.
Господь категорически опроверг их лживые заявления, дав им понять, что они не властны над происходящим в Его царстве и что исход всех мирских и духовных дел находится в Его руках.
А порочные измышления язычников лишь свидетельствуют об их несправедливости и неприязни к истине.
Они вопрошают: «Почему этот Коран не был ниспослан какому-либо важному человеку из Мекки или Таифа?» Если бы они разбирались в людях, умели по достоинству оценивать их качества и знали о том месте, которое они занимают перед Аллахом и Его творениями, то поняли бы, что сын Абдуллаха и внук Абд аль-Мутталиба - Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, был самым достойным, славным, благоразумным, умным, здравомыслящим, благонравным, милосердным, сострадательным, благочестивым и прекрасным человеком.
Да благословит Аллах его и его семью и да ниспошлет им мир! Воистину, он обладал самыми совершенными качествами и был лучшим человеком на земле.
Мир не видел никого, подобного ему, и не увидит вплоть до Судного дня, и с этим соглашаются и его сторонники, и его враги, кроме тех, кто погряз в невежестве и заблуждении и страдает надменностью и высокомерием.
Как же могли неверующие курейшиты предпочесть ему того, кто не обладал и крупицей подобного совершенства?! По своей глупости и порочности этот человек сделал своими богами каменных истуканов и деревья.
Он поклонялся им, делал им приношения и взывал к ним о помощи и спасении, тогда как они не могли ни принести ему пользу, ни причинить вред, ни одарить его благами, ни лишить их.
Бесполезно искать покровительства у того, кто сам нуждается в чьей-то помощи! Так поступают только глупцы и безумцы.
Отчего же язычники сочли такого человека великим? Что заставило их предпочесть его последнему посланнику и господину всех сынов Адама - Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует? Воистину, неверующие не способны здраво мыслить! Затем Всевышний Аллах поведал о том, что Он ставит одних людей в этом мире выше других для того, чтобы одни могли нанимать других для управления делами и совершения работ.
Если бы все люди были одинаково богаты, то они не нуждались бы друг в друге и были бы лишены возможности делать добро и приносить пользу.
Милость Аллаха, поистине, лучше того, что они копят и собирают.
Это значит, что духовные блага и вера лучше земных благ и богатства.
Всевышний сказал: «Скажи: “Это - милость и милосердие Аллаха”.
Пусть они возрадуются этому, ибо это лучше того, что они накапливают» (10:58).
Земной мир ничего не стоит перед Аллахом, и если бы не Его доброта и милость к Своим рабам, которые Он ставит превыше всего остального, то Он даровал бы неверующим несметное богатство, серебряные крыши и лестницы, по которым они поднимались бы на крыши своих дворцов.
Аллах готов одарить неверующих в этом преходящем мире неисчислимыми богатствами, украшениями и всем, чего они желают, дабы эти прелести еще более приукрасили в их глазах земную жизнь.
Однако сострадание Всевышнего к Своим рабам удерживает Его от этого, ибо Он знает, что любовь к мирским благам может подтолкнуть всех людей к неверию и совершению множества грехов.
Этот аят ясно показывает, что Господь лишает Своих рабов в целом и в частности некоторых земных благ во благо самим людям.
Все мирские прелести перед Аллахом не стоят и крыла комара: они горьки, беспокойны, тленны и несравнимы с усладами Последней жизни, уготовленными для богобоязненных верующих, которые выполняют приказы Аллаха и остерегаются грехов.
Райские блага прекрасны и совершенны, и счастливые праведники найдут среди них то, чем наслаждаются души и упиваются взоры, и будут вкушать их вечно.
Как же велика разница между этими мирами!
Всевышний сообщил, что всякого, кто отвращается от поминания Аллаха, ожидает суровая кара.
Этот человек отворачивается от Священного Корана - величайшей из всех милостей, которыми Милосердный Аллах одарил Своих рабов.
Кто уверовал в него, тот принял этот щедрый дар и непременно достигнет успеха, а кто отверг его и отвернулся от него, тот понесет такой урон, после которого он никогда не сможет обрести счастье.
А Милосердный Господь приставит к нему дьявола, который будет сопровождать его повсюду, давать лживые обещания, пробуждать в нем порочные желания и подталкивать его к совершению грехов.
Сатана будет приукрашивать ложь в глаза людей, которые уже отвернулись от истины, и тогда два зла соединятся в них воедино.
Кто-то может сказать, что они впали в заблуждение и ошибочно полагали, что поступают правильно.
Но разве это не оправдание? Нет! Им и им подобным нет оправдания, ибо причина их невежества в том, что они сознательно отвратились от поминания Аллаха, имея возможность найти прямой путь и последовать им.
Они покорились лжи и отреклись от божественного руководства, тогда как ничто не мешало им принять его.
Они в ответе за свои грехи! Они в ответе за свои преступления! Заблуждение, обольщение, слепота - такая участь ожидает тех, кто отвратился от поминания Аллаха, и их клевретов в этом мире.
А когда они предстанут перед своим Господом, то окажутся в еще более ужасном положении.
Их сердца охватят раскаяние, скорбь и печаль, которые не избавят их от постигшей беды, а сатана, который был их неизменным спутником, предаст их.
Поэтому далее Всевышний сказал:
Всевышний также сказал: «В тот день беззаконник станет кусать свои руки и скажет: “Лучше бы я последовал путем Посланника! О горе мне! Лучше бы я не брал такого-то себе в друзья! Это он отвратил меня от Напоминания (Кон рана) после того, как оно дошло до меня”.
Воистину, дьявол оставляет человека без поддержки» (25:27–29).
Вы ослушались Аллаха и творили беззаконие вместе с вашими собратьями, а ныне всех вас постигло справедливое возмездие, но вам не будет легче от того, что вы разделяете наказание.
Вас не утешит то, что великая беда постигла не только вас одних, как это происходило в земной жизни, когда человек находил успокоение в том, что кто-то разделял с ним наказание или несчастье.
Сегодня Божья кара соединит в себе все тяготы и муки, и адские мученики ни в чем не найдут отдохновения.
Господи, даруй нам спасение и благополучие и осени нас Твоей милостью!
Всевышний утешил Своего посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и велел ему не переживать от того, что многобожники отказываются уверовать в него, ведь их души лишены добра и в них нет той чистоты, которая бы подталкивала их ступить на прямой путь.
Они знают о своем заблуждении, но продолжают придерживаться его и остаются довольны этим.
Как глухие не в состоянии слышать, а слепые - видеть, так и заблудшие грешники не в состоянии последовать прямым путем.
Их разум и подсознание поражены серьезным недугом, ибо они отвратились от поминания Аллаха.
Их взгляды и убеждения порочны, а качества скверны и отвратительны.
Они мешают им встать на прямой путь и все глубже и глубже погружают их в омут погибели.
Посему их непременно постигнет наказание либо в этом мире, либо после смерти.
Всевышний сказал:
Если Аллах упокоит тебя до того, как подвергнет их наказанию, то будь уверен в том, что они непременно получат воздаяние.
Таково правдивое обещание твоего Господа.
Мы ниспосылаем наказание или откладываем его на определенный срок только в соответствии с Нашей мудростью.
Посему не сомневайся в том, что ожидает тебя, и в том, что ожидает твоих врагов.
Совершай праведные дела и украшай себя похвальными качествами, призывай к этому других и всем сердцем стремись к исполнению повелений Аллаха, ибо ты следуешь прямым путем, который ведет к Нему и обители Его милости.
Зная это, ты должен еще крепче держаться этого пути, ведь это - стезя истины, справедливости и правды.
Идя по ней, ты будешь опираться на твердую почву, в то время как твои недруги будут утопать в идолопоклонстве, заблуждении, несправедливости и произволе.
Священный Коран прославит ваше имя, и вы будете гордиться этим.
Ни одна милость не сравнится с дарованным вам Писанием: оно напоминает вам о благе, которое можно обрести в этой жизни и после смерти, и призывает вас стремиться к нему, а также возвещает вам о зле и предостерегает от него.
В Судный день вы будете спрошены о том, возвысились ли вы благодаря тому, что уверовали в него и извлекли пользу из его наставлений, или же отвернулись от его заповедей.
И если вы не руководствовались этим Писанием, то оно будет свидетельствовать против вас и уличит вас в неверии и неблагодарности по отношению к милости Аллаха.
Если бы это было так, то многобожники следовали бы путем одного из предыдущих посланников, что могло бы послужить оправданием для них.
Если ты спросишь их или узнаешь истину о том, что совершали пророки и посланники до тебя, то убедишься в том, что ни один из них не призывал людей поклоняться кому-либо, кроме Аллаха.
Все пророки от первого до последнего проповедовали только поклонение одному Аллаху, у Которого нет сотоварищей.
Всевышний сказал: «Мы отправили к каждой общине посланника: “Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!”» (16:36).
Каждый пророк, которого Аллах посылал к людям, обращался к своему народу со словами: «Поклоняйтесь только Аллаху, ибо нет у вас другого божества, помимо Него».
Все это еще раз подтверждает тот факт, что многобожники не имели никаких оснований для поклонения выдуманным ими богам и не опирались ни на здравый рассудок, ни на правдивые сообщения Божьих посланников.
Затем Всевышний поведал о миссии пророка Мусы и его проповедях.
Его миссия была одним из самых славных пророчеств, и очень часто, повествуя о нем в Писании, Всевышний упоминает о противостоянии, которое возникло между ним и Фараоном.
Эти знамения не оставляли сомнений в правдивости всего, что говорил Муса.
Истории с посохом, змеей, стаями саранчи, вшами и многие другие чудеса - все это свидетельствовало о его правдивости.
Поэтому Муса обратился к Фараону и египетской знати, призвал их уверовать в великого Господа и предостерег их от поклонения кому-либо, кроме Него.
Они отвергли знамения Аллаха и стали насмехаться над ними из-за своего нечестия и высокомерия.
Но не изъяны и неясности, которых они так и не смогли обнаружить в показанных Мусой чудесах, стали причиной их неверия, и поэтому далее Всевышний сказал:
Аллах наслал на них стаи саранчи, вшей и жаб, а вода в Ниле и в колодцах превратилась в кровь.
Все эти знамения побуждали их вернуться на прямой путь и обратиться в ислам, отрекшись от своего многобожия и своих злодеяний.
Когда их постигло наказание, они обратились к Мусе и сказали: «О чародей! Господь избрал тебя и почтил великими достоинствами, так попроси же Его избавить нас от этого наказания, и тогда мы обязательно станем на прямой путь».
Возможно, они назвали его чародеем для того, чтобы посмеяться над ним.
Но может быть, это обращение свидетельствовало об их почтительном отношении к нему, потому что они считали чародеев и колдунов самыми образованными людьми.
А нарушив клятву, они вернулись к неверию.
Всевышний сказал: «Мы наслали на них потоп, саранчу, вшей, жаб и кровь в качестве различных знамений.
Однако они возгордились - они были народом грешным.
Когда наказание поражало их, они говорили: “О Муса (Моисей)! Помолись за нас твоему Господу о том, что Он обещал тебе.
Если ты избавишь нас от наказания, то мы поверим тебе и отпустим с тобой сынов Исраила (Израиля)”.
Когда же Мы избавляли их от наказания до определенного срока, которого они непременно должны были достичь, они нарушили обещание» (7:133–135).
Фараон возгордился своим нечестием и обольстился своей властью и своим богатством и могучим воинством.
Он сказал: «Разве не я распоряжаюсь этими землями и ручьями, что вытекают из Нила и текут в наших садах и вблизи наших дворцов? Разве вы не видите моих огромных, бескрайних владений?» Из-за своего безграничного невежества Фараон гордился не своими достоинствами и деяниями, а богатством, которое принадлежало ему.
Фараон назвал презренным мужем великого пророка Мусу, сына Имрана, который говорил с Самим Милосердным Аллахом и занимает перед Ним славное место.
Надменный грешник решил, что он - могущественный владыка, а Муса - всего лишь презренный простолюдин, который к тому же едва объясняется.
Муса не был красноречив и с трудом объяснялся с людьми, но это не является пороком, когда человек может донести до окружающих то, что у него в душе, даже если это дается ему с трудом.
Почему Муса не носит украшений и золотых браслетов? Почему ангелы не явились, чтобы поддержать его? Почему они не помогают ему выполнить его миссию?
Фараон затуманил разум своего народа, заставив их усомниться в истине, хотя все его доводы не выдерживали никакой критики и не имели под собой никаких оснований.
Такими доводами нельзя аргументировать ни истину, ни ложь.
Они могут показаться убедительными только невежественным глупцам.
Разве то, что Фараону принадлежали египетские земли и реки, свидетельствует о том, что он исповедовал истину? Разве то, что у Мусы было мало последователей, что он изъяснялся с трудом и что его мать не надела на него золотых украшений, означает, что он впал в заблуждение? Но Фараон обращался к людям, которые были лишены разума и были готовы согласиться со всем, что он говорил, не делая различий между истиной и ложью.
Они были народом распутным и нечестивым, и из-за их порочности и греховности Аллах позволил Фараону воцариться над ними и приукрасить для них язычество и зло.
Их судьба стала примером для тех, кто способен внимать назиданиям Аллаха.
Когда людям напоминают, что нельзя поклоняться никому, кроме Аллаха, и что даже поклонение пророку Исе, сыну Марьям, подобно идолопоклонству и язычеству, они отворачиваются от твоих проповедей, обвиняют тебя во лжи, испытывают к тебе ненависть и громко кричат, провозглашая свою победу над тобой и твоими доводами.
О Мухаммад! Ты запрещаешь поклоняться не только нашим богам, но и Исе.
И после этого ты грозишься наказанием для всех нас.
А разве не в твоем Писании сказано: «Вы и те, чему вы поклоняетесь вместо Аллаха, являетесь растопкой для Геенны, в которую вы войдете» (21:98).
Всем нам хорошо известно, что Иса был одним из приближенных к Аллаху и что его ожидает благой конец.
Зачем же ты сравнил его с нашими богами и не позволяешь людям поклоняться даже ему? Тебе бы следовало позаботиться, чтобы твои лживые заявления не противоречили друг другу.
Идолопоклонники решили, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, предсказал каменным истуканам и пророку Исе одинаковый исход, что не совпадало с его прежними заявлениями.
Они понимали, что наличие противоречий свидетельствует о недостоверности источника.
Это было одним из самых глубоких заблуждений, в которые впали язычники во времена Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
Придя к такому умозаключению, они принялись радоваться, ликовать и поздравлять друг друга.
Хвала Аллаху, это было всего лишь безосновательным и лживым сомнением, которое неверующие пытались посеять в сердцах людей.
Всевышний запретил поклоняться как пророку Исе, так и идолам, ибо поклонения достоин только Всемогущий Аллах.
Ни ангелы, ни пророки, ни посланники, а тем более другие творения, не заслуживают поклонения.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что Аллах запретил поклоняться пророку Исе и всем остальным творениям.
Ни превосходство, ни высокое положение этого пророка перед Аллахом не делают из него бога.
В этом аспекте он ничем не отличается от других творений, и поэтому далее Всевышний сказал:
Аллах сделал его пророком и праведником, наделил его мудростью и ясным знанием.
На его примере сыны Исраила убедились в могуществе Аллаха, Который властен над всем сущим и властен сотворить человека без отца.
А что касается сомнений язычников относительно высказывания Всевышнего «Вы и те, чему вы поклоняетесь вместо Аллаха, являетесь растопкой для Геенны, в которую вы войдете» (21:98), то развеять их можно несколькими способами.
Во-первых, слова этого откровения относятся к неодушевленным предметам и не распространяются на Ису и праведников.
Во-вторых, в этом аяте Господь обратился к мекканским язычникам, которые поклонялись идолам и истуканам.
В-третьих, в одном из последующих аятов Аллах сказал: «А те, кому Мы изначально определили наилучшее, будут отдалены от нее» (21:101).
Вне всякого сомнения, в этом аяте речь идет об Исе, а также других пророках и угодниках.
Вот тогда бы Мы отправили к ним в качестве посланников ангелов из их числа.
А что касается вас, сонмище людей, то вам не под силу походить на ангелов.
Поэтому Аллах смилостивился над вами и отправил к вам в качестве посланников людей, с которых вы можете брать пример.
Согласно одному толкованию, здесь имеется в виду, что рождение Исы - доказательство правдивости воскрешения.
Аллах властен сотворить человека без участия отца, и Ему не составит труда воскресить покойников в День воскресения.
Согласно другому толкованию, явление Исы - это его пришествие на землю незадолго до конца света, которое будет одним из больших признаков Судного дня.
Не сомневайтесь в наступлении Дня воскресения и помните, что сомнение в этом вопросе равносильно неверию.
Следуйте за своим Господом - исполняйте Его приказы и не нарушайте Его запреты.
Именно это приведет вас к Могущественному и Великому Аллаху.
Сатана не теряет времени и всеми силами пытается ввести вас в заблуждение и отвлечь от выполнения предписаний Аллаха.
Иса оживлял мертвых и исцелял слепых и прокаженных.
Явленные им знамения подтверждали правдивость его пророческой миссии и его учения.
Он сказал сынам Исраила: «Я пришел к вам с пророчеством и полезным знанием.
Я сообщу вам истину и отвечу на интересующие вас вопросы, так что у вас не останется сомнений и неясностей.
Поклоняйтесь одному Аллаху и не придавайте Ему сотоварищей, исполняйте Его приказы и избегайте грехов, а что до меня, то уверуйте в меня, поверьте моим словам и последуйте за мной».
Пророк Иса пришел для того, чтобы довести до конца религию пророка Мусы, а также облегчить и усовершенствовать некоторые предписания Торы.
Вот почему каждый иудей обязан был повиноваться ему и соглашаться с ним.
Этими словами Иса ясно дал понять своему народу, что нет Господа, помимо Всевышнего Аллаха, Который заботится обо всех творениях, одаряя их всевозможными милостями, как явными, так и сокровенными.
Кроме того, он дал им понять, что только Аллах заслуживает поклонения и что у Него нет сотоварищей, а он сам является всего лишь одним из Его рабов.
Таков прямой путь, который приводит людей к Аллаху и заканчивается в Райских садах.
Все это совершенно расходится с тем, что утверждают христиане, которые называют пророка Ису Сыном Божиим или ипостасью «святой троицы».
Иудеи отвергли учение Исы и стали возводить на него навет.
Они высказывали относительно него различные мнения и распались на группировки, и только те, кого Всевышний Аллах наставил на прямой путь, уверовали в его пророческую миссию, не усомнились в том, что он проповедовал, и признали его рабом и посланником Аллаха.
А когда наступит мучительный день, беззаконников постигнет великое горе.
Их охватит чудовищная печаль, и они понесут огромный урон.
Неужели неверующие, отрицающие День воскресения, ожидают чего-либо кроме Судного часа, который настигнет их внезапно.
Этот час непременно наступит, и тогда никто не позавидует тем, кто не веровал в него и насмехался над правоверными.
В День воскресения друзья, которые возлюбили друг друга за неверие и грехи, превратятся во врагов, потому что их любовь и дружба в этом мире не зиждилась на вере в Аллаха, а в Судный день такая любовь перерастает во вражду и ненависть.
И только верующие, которые опасались многобожия и грехов, останутся друзьями друг другу, ибо они возлюбили друг друга ради Аллаха, а такая любовь вечна, как и Сам Аллах.
Всевышний сообщил о награде, которая ожидает Его богобоязненных рабов, и сказал, что в Судный день Он обратится к ним со словами, которые вдохнут в их сердца великую радость и гарантируют им безопасность от зла и печали.
О рабы Аллаха! Вам нечего страшиться и печалиться.
Вам не стоит опасаться того, что ожидает вас впереди, и печалиться от того, что вы совершили прежде.
А когда человек защищен от всего дурного и неприятного, его непременно ожидает нечто хорошее и желанное.
Всевышний назвал своих богобоязненных рабов верующими, а это означает, что они всем сердцем верили в своего Господа и выполняли все, чего требовала эта вера, то есть постигали ее подлинный смысл, совершали праведные дела и всегда оставались покорными Аллаху.
В этом аяте Всевышний подчеркнул, что они совершали богоугодные дела как душой, так и телом.
Войдите в Рай облагодетельствованными и почтенными.
Вас ожидают там блага и радости, удовольствия и наслаждения, которые невозможно описать словами, и вы пребудете там вместе с теми, кто также оказался достоин райского вознаграждения.
Среди них вы найдете своих жен, детей, друзей и других праведников, и все вы пребудете в Раю вечно.
Вокруг обитателей Рая будут ходить вечно юные отроки, которые будут подносить им яства в распрекрасных золотых блюдах и напитки в изысканных чашах из чистого серебра, которое прозрачно, как горный хрусталь.
Они получат то, чего пожелают души и что усладит взоры.
Это относится ко всем райским благам и усладам, среди которых будут яства и напитки, убранства и женщины, которых так жаждет человеческая душа, а также прекрасные пейзажи, тенистые деревья, соблазнительные удовольствия, золотые дворцы и многое другое, что доставляет радость человеческому взору.
Все это будет доступно обитателям Рая, и все это будет только для них.
Поэтому Всевышний сказал: «Там для них есть фрукты и все, что они потребуют» (36:57).
Наряду с этим праведники будут знать, что они пребудут среди этих прелестей вечно, и это будет неописуемо радовать их.
Их удовольствия не прервутся, а с каждым часом будут расти и увеличиваться.
Аллах по Своей милости даровал его вам в награду за ваши деяния.
Всевышний сказал: «В них обоих есть от всех фруктов по паре» (55:52).
Обитатели Рая будут наслаждаться этими аппетитными фруктами и прекрасными плодами - всем, чем только пожелают.
Огонь Преисподней поглотит грешников, которые исповедовали неверие и совершали грехи.
Пламя со всех сторон окутает их своими языками, и мученики никогда не выйдут оттуда.
Их муки не прекратятся, а страдания не облегчатся.
Они потеряют всякую надежду на благой конец и облегчение.
Они воззовут к великому Господу с мольбой об избавлении, но услышат лишь суровый отказ.
Всевышний сказал: «Они скажут: “Господи! Наше злосчастие одолело нас, и мы оказались заблудшими людьми.
Господи! Выведи нас отсюда.
И если мы вернемся к грехам, то действительно будем беззаконниками”.
Он скажет: “Оставайтесь здесь с позором и не говорите со Мной!”» (23:106–108).
Таково великое наказание, которое грешники заслужили своими деяниями, нанеся урон самим себе.
Аллах ни с кем не поступает несправедливо и наказывает только тех, кто грешит и совершает преступления.
Находясь в пучине огня, мученики в надежде найти избавление от страданий воззовут к стражу Ада: «О Малик! Пусть Господь прикончит нас, чтобы мы смогли отдохнуть.
У нас нет больше мочи терпеть этот чудовищный жар и суровое наказание».
В ответ на их просьбу Малик скажет: «Вы пребудете здесь вечно, и никто не вызволит вас оттуда».
Мученики не добьются своей цели, а ответ ангела лишь разрушит их надежды и увеличит их скорбь.
Более того, он укорит грешников за их преступления и скажет:
К вам явилась истина, которая обязывала вас уверовать в нее и покориться Аллаху.
Если бы вы поступили таким образом, то обрели бы счастье и успех, но большинство из вас не любит истину.
Это и есть причина вашего вечного несчастья.
Замыслили ли неверующие свои коварные козни для того, чтобы одолеть истину и проповедующих ее посланника и правоверных, пуская людям пыль в глаза и приукрашивая лживыми словами свои порочные утверждения? Аллах уже принял решение, которое лучше того, что они замышляют.
Аллах разрушит их замыслы и сделает тщетными их усилия.
Во все времена Всемогущий Аллах вооружает верующих доказательствами и открывает перед ними возможности для того, чтобы они утвердили истину и сокрушили ложь.
Об этом сказал Всевышний: «Однако Мы бросаем истину в ложь, и та разбивается и исчезает.
Горе вам за то, что вы приписываете!» (21:18).
Неужели из-за своего невежества и своей слепоты они предполагают, что Аллах не ведает секретов, которых они никому не раскрывают, и тайных переговоров, которые они ведут между собой? Нечестивые грешники совершают грехи, полагая, что они не увидят дурных последствий своих злодеяний и не получат воздаяния за то, что они утаивают от других.
Но Аллах опроверг их ошибочные предположения.
Он ведает об их тайных помыслах и беседах.
Наряду с этим Он посылает на землю благородных ангелов, которые находятся среди людей и записывают все, что они совершают.
Они сохранят книги с этими записями вплоть до Судного дня и в тот день вручат их людям, и тогда нечестивцы увидят перед собой все, что они натворили, и Господь ни с кем не поступит несправедливо.
О святой Пророк! Призови тех, кто приписывает сына Тому, кто один и ни в ком не нуждается, кто не имеет ни жены, ни детей, ни равных, ни себе подобных, и скажи им: «Если бы у Аллаха был сын, то я первый поклонился бы ему, ибо сын всегда является частью своего родителя.
Я готов первым исполнять все, что угодно великому Аллаху, но когда кто-то заявляет, что у Аллаха есть сын, я первым стану возражать против этого лживого утверждения и ни за что не смирюсь с ним».
Такое поведение посланника Аллаха было величайшим свидетельством ошибочности подобных утверждений, и это ясно каждому, кто знаком с жизнью Божьих посланников.
Они первыми совершали любое благое дело и опережали на этом поприще всех остальных.
И они первыми отступали от любого злодеяния и изобличали его порочность в глазах других.
Если бы у Милосердного Аллаха был сын, то величайший из посланников Мухаммад, сын Абдуллаха, первым бы поклонился ему, и многобожники не опередили бы его в этом.
Существует также мнение, что этот аят означает: «Если бы у Милосердного был сын, то я бы все равно поклонялся одному Аллаху, как я это делаю сейчас.
Я поклоняюсь Ему, исповедую надлежащие воззрения и отвергаю все, что Ему ненавистно.
Моя душа, мое тело и мой язык покорны Ему, и если бы то, что вы говорите, было правдой, то я бы первым утверждал это».
Из всего этого становится ясно, насколько лживы и пагубны были воззрения многобожников и как далеки они были от здравого смысла и подлинного учения пророков.
У Аллаха нет ни сотоварищей, ни помощников, ни детей.
Он пречист от всего, что Ему приписывают многобожники!
О Мухаммад! Пусть они верят в то, чего не существует.
Их учение принесет им один только вред.
Это - омут, в котором они увязли, и их знания противоречат истине и тому, с чем приходили посланники Аллаха.
А их деяния - это всего лишь глупая забава, которая не облагораживает их души и не приносит им полезных результатов.
Поэтому Аллах предупредил неверующих о том, что когда настанет День воскресения, они непременно узнают, что уготовили для себя только нескончаемое горе и вечные страдания.
Все обитатели небес и правоверные обитатели земли поклоняются Аллаху, почитают и возвеличивают Его, смиряются пред Его величием и ощущают свою слабость пред Его могуществом.
Всевышний сказал: «Его славят семь небес, земля и те, кто на них.
Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой» (17:44); «Те, кто на небесах и на земле, а также их тени добровольно или невольно падают ниц перед Аллахом по утрам и перед закатом» (13:15).
Его обожествляют и Ему поклоняются все творения либо по доброй воле, либо по принуждению.
Все сущее на небесах и на земле любит Его и признает своим Богом.
Его величие неповторимо, а совершенство достойно всякой хвалы.
Он отделен от Своих творений и находится над небесами, на славном Троне.
Среди Его прекрасных имен - Мудрый и Знающий.
Свидетельством божественной мудрости являются сотворенные Им существа и ниспосланные Им законы.
Все во Вселенной создано по мудрому божественному плану, которому также подчинены предопределение Аллаха, Его религиозные предписания и установленное Им воздаяние.
Он ведает обо всем явном и сокровенном, что происходит в обоих мирах, и ничто не ускользает от Его внимания - ни малое, ни великое.
Даже мельчайшие частицы не перемещаются без Его ведома.
Это означает, что Аллах велик и славен, вершит много добра, обладает превосходными качествами и неограниченной властью.
Поэтому Господь и упомянул о том, что Ему принадлежат небеса и земля и то, что между ними, и что Он ведает обо всем сущем.
Ему одному ведомо сокровенное, о котором не знает ни одно из творений: ни избранный посланник, ни приближенный ангел.
Он один знает, когда настанет Судный час.
Совершенство власти Всевышнего Аллаха также проявляется в том, что Ему подвластны земной мир и Последняя жизнь.
Все живые твари вернутся к Нему после смерти, и Он справедливо рассудит между ни-ми.
Ни одно творение не сможет воспротивиться Его воле, и никто не будет ходатайствовать перед Ним без Его разрешения.
К кому бы вы ни обращались с мольбой, будь то пророк, ангел или кто-либо иной, знайте, что они не властны распоряжаться заступничеством по своему усмотрению, а будут заступаться только с позволения Аллаха и только за тех, кем Он останется доволен.
Поэтому Он сказал, что заступаться будут лишь за тех, которые засвидетельствовали истину, то есть признали ее в душе и засвидетельствовали это языком, твердо зная о том, во что они уверовали.
Таким образом, свидетельство об истине является обязательным условием, при выполнении которого можно оказаться в числе тех, кто будет удостоен заступничества в День воскресения, а для этого необходимо уверовать в единство Всевышнего Аллаха, в Его пророков и посланников и во все, что они проповедовали, будь то основные или второстепенные вопросы религии, непреложные истины или заповеди.
Только тем, кто обладает этими качествами, принесет пользу заступничество: они спасутся от наказания Аллаха и обретут Его награду.
Если ты спросишь язычников, кто является Господом и Творцом, они непременно скажут, что им является только Аллах и что никто иной не разделяет с Ним этой власти.
Что же мешает им поклоняться Аллаху и искренне служить Ему одному?! Язычники признавали то, что только один Аллах сотворил их и управляет ими, и эта вера обязывала их поклоняться одному Аллаху.
Вот величайшее свидетельство порочности идолопоклонства и многобожия!!
Этот аят является смысловым продолжением слов Всевышнего «У Него - знание о Часе».
Он знает о сроке наступления конца света и том, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, посетовал на неверие своих соплеменников.
О Мухаммад! Ты грустишь и печалишься от того, что они не признали тебя, и Аллаху хорошо известно об этом.
Он может ускорить их наказание, но Он выдержан и терпелив.
Он не торопится наказывать рабов, давая им возможность покаяться и вернуться на путь Милостивого Господа.
Будь к ним снисходителен и прости им причиненные тебе обиды и оскорбления, и пусть многобожники не слышат от тебя ничего, кроме доброго слова, ибо именно так обходятся с невежественными людьми рассудительные и здравомыслящие мужи.
Всевышний сказал: «А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они говорят: “Мир!”» (25:63).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, покорился воле Господа и простил своему невежественному народу все обиды и оскорбления, ответив на их грубость благодеянием и добрым словом.
Мир и благословения Аллаха этому благородному Посланнику, которого Аллах наделил превосходным нравом и возвысил над обитателями небес и земли и даже над высокими звездами! Что же касается неверующих, то очень скоро они узнают о тяжких последствиях своих злодеяний и преступлений.