Quran
Эльмир Кулиев [Толковани ас-Саади] [Ru]
Сура 48.
Упомянутая в этом аяте победа - это заключение Худейбийского мира.
После того как язычники не дали возможности посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершить умру, то есть малое паломничество в Мекку, он решил заключить с ними мирный договор, по которому обе стороны согласились не воевать друг против друга в течение десяти лет, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, согласился перенести паломничество на будущий год.
Но самое главное, каждый человек получил возможность беспрепятственно перейти на сторону многобожников либо принять ислам.
После подписания мирного договора мусульмане и язычники перестали опасаться друг друга, и появились предпосылки для бурного распространения религии Могущественного и Великого Аллаха.
Верующие использовали любой представившийся случай для того, чтобы разъяснить людям суть ислама.
Богобоязненные мусульмане получили возможность исповедовать свою религию надлежащим образом.
В результате люди толпами стали обращаться в ислам, и Аллах назвал это историческое событие явной победой.
Явной - потому, что победа ислама была очевидна и ясна.
Мусульмане покоряют языческие народы и одерживают военные победы не для того, чтобы истребить врага, а для того, чтобы прославить религию Аллаха и защитить мусульман.
Именно это произошло благодаря Худейбийскому миру.
Затем Всевышний сообщил Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, что эта победа принесла ему огромную пользу.
Аллах простил ему прошлые и будущие грехи.
Аллаху лучше известно, как посланник Аллаха сумел заслужить это безграничное прощение, но дело, скорее всего, в том, что именно благодаря посланнику Аллаха многие люди приняли ислам и стали искренне поклоняться Всевышнему.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, за долгие годы своей миссии вынес такие испытания, которые под силу вынести только твердым духом посланникам.
Аллах не оставил все это без внимания и оказал Своему избраннику великую честь - простил ему грехи, которые случились прежде и которые будут впоследствии.
Но и это не все.
Аллах завершил Свою милость к нему, прославил его религию, помог ему одержать верх над врагами, распространил по земле начатое им дело и провел его прямым путем к вечному счастью и бесконечному преуспеянию.
О Мухаммад! Аллах оказал тебе великую помощь, благодаря которой ислам никогда не ослабеет, а всегда будет сокрушать своих врагов и подавлять сопротивление неверующих.
Его противники всегда будут униженны и презренны, а их ряды будут редеть, в то время как число мусульман будет неизменно расти, а их силы - крепнуть и увеличиваться.
В следующих аятах Всевышний сообщил о пользе, которую эта победа принесла остальным правоверным.
Всевышний смилостивился над верующими и ниспослал в их сердца покой.
Они избавились от беспокойства и обрели уверенность, которая помогает им стойко сносить самые тяжелые испытания, не терять при этом самообладания, не паниковать и не падать духом.
Именно в такие часы люди нуждаются в помощи и поддержке, и Аллах не бросает Своих верующих рабов на произвол судьбы.
Он проявляет к ним свое милосердие, ниспосылает в их сердца покой и помогает им выдержать любые трудности и испытания.
В самый тяжелый миг их души не знают колебания, а сердца - тревоги и сомнения.
Они продолжают готовиться к выполнению своего долга перед Аллахом, а их вера и убежденность растут и совершенствуются.
Некоторые условия Худейбийского мира, который посланник Аллаха заключил с курейшитами, на первый взгляд были унизительны для мусульман и задевали их достоинство.
Сподвижникам Пророка было очень трудно смириться с этим, но они проявили терпение и повиновались посланнику Аллаха, благодаря чему их вера стала еще сильнее.
Затем Господь возвестил о том, что воинства небес и земли находятся в Его власти и зависят от Него.
Пусть же не предполагают язычники, что вы заключаете с ними мир, потому что Аллах не может помочь своей религии и Своему пророку одержать верх.
Всевышний Аллах всеведущ и мудр.
Он решил отсрочить победу верующих на некоторое время, а пока и мусульмане, и многобожники должны довольствоваться перемирием.
Помимо всего прочего, победа над неверием принесет правоверным еще одно, и на этот раз самое великое, благо.
Всевышний введет верующих в сады, в которых текут ручьи, где они пребудут вечно, а также простит им грехи и злодеяния.
Жизнь в Раю даст им все самое прекрасное, а прощение грехов избавит их от всего неприятного и ужасного.
Это славное вознаграждение Аллах называет великим преуспеянием, и верующие заслужили его благодаря дарованной им явной победе.
Что же касается лицемеров, которые выдают себя за верующих, и многобожников, то они получат мучительное наказание, которое принесет им печаль и страдания.
Они хотели погубить правоверных и плохо думали об Аллахе, считая, что Он не сможет прославить свое имя и помочь своей религии.
Но зло, которое они замышляли против праведников, обернется против них самих и постигнет их в этой жизни.
Они разгневали Аллаха своей враждой к Нему и Его посланнику, и поэтому Он отдалил их от Своей милости и приготовил для них Ад.
Всевышний еще раз напомнил Своим рабам, что в Его власти небеса, земля и все их воинства, и сделал это для того, чтобы они осознали, что только Он возвеличивает и унижает Свои творения и что Его сторонники всегда будут одерживать верх над Его врагами.
Да и как может быть иначе, если Аллах сказал: «Воистину, Наше войско одержит победу» (37:173).
Он не только всесилен, но и мудр.
Вот почему Он совершает только то, чего требуют Его мудрость и совершенство.
О благородный Посланник! Ты будешь свидетельствовать о благих и злых деяниях своих последователей, о правдивых и лживых речах, которые они произносили, и вопросах, которые они решали, а также засвидетельствуешь, что Всевышний Аллах совершенен и безупречен и что нет никого подобного Ему.
Тех, кто подчинится тебе и станет повиноваться Аллаху, ты должен обрадовать ожидающей их великой наградой в этой жизни и после смерти, а тех, кто откажется повиноваться Всевышнему, ты должен предупредить о наказании Аллаха на земле и в Последней жизни.
А для того, чтобы выполнить свою миссию до конца, ты должен разъяснить людям, какие деяния и нравственные качества заслуживают похвалы, а какие достойны порицания.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, выполнил повеление Аллаха и научил людей добру и злу, разъяснил им истину и ложь и показал им путь к счастью и путь к страданиям.
Всевышний сказал, что Он отправил Своего посланника, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы благодаря его проповедям и приобретенным от него полезным знаниям рабы уверовали в Него и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, а, следовательно, и повиновались им во всех вопросах.
Аллах повелел верующим почитать и уважать Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а также выполнять свои обязанности перед ним, помня о том, что все они находятся перед ним в большом долгу.
Что же касается их обязанностей перед Всевышним, то они должны возносить Ему хвалу утром и вечером, то есть в начале и в конце дня.
Таким образом, в этом аяте Аллах изложил обязанности верующих перед Ним и перед Его пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и разъяснил, что уверовать они должны как в Него, так и в Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.
Последнего они должны любить и почитать, но поклонения и возвеличивания не заслуживает никто, кроме Всевышнего Аллаха.
Присяга, о которой идет речь в этом аяте, получила название «присяги довольства».
Произошло это в Худейбии, где сподвижники присягнули на верность посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поклявшись не бросать его, даже если их останется мало и даже если в другое время они бы имели право сбежать.
Они заключили завет с Господом, Чья Рука была над их руками, словно в тот момент они присягали Ему самому.
Этими словами Господь хотел подчеркнуть важность этой присяги и побудить мусульман хранить верности данной ими клятве.
Кто нарушит присягу, тот сам понесет бремя наказания.
А кто будет верен завету с Аллахом, тот получит вознаграждение, о величине которого не известно никому, кроме Него.
Всевышний укорил бедуинов, которые отказались участвовать в джихаде бок о бок с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и предпочли остаться дома.
Их вера была очень слаба, а сердца были поражены недугом, и поэтому они думали об Аллахе неподобающим образом.
Когда же Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся из похода, они стали умолять его испросить для них прощения у Аллаха.
Но у них на устах было то, чего не было в их сердцах.
Придя к нему, бедуины признали свои грехи и даже покаялись в них.
В том злодеянии действительно следовало покаяться, и если бы не злоба, которая затаилась в их сердцах, то их покаяние принесло бы им пользу.
Но что может облегчить их участь, если они лелеяли самые злые надежды и думали об Аллахе неподобающим образом?!
Они полагали, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, и верующие будут истреблены и погибнут.
Уверенность в этом росла в их сердцах с каждым часом, пока, наконец, не переросла в убежденность.
А произошло это по двум причинам.
Во-первых, они были обречены на погибель, то есть у них не было стремления к свету и добру, а иначе дурные мысли не нашли бы места в их сердцах.
Во-вторых, их вера была чересчур слаба, и они не были уверены в том, что обещание Аллаха непреложно и что Он прославит Свое Слово и поможет Своей религии.
Поэтому Всевышний сказал:
Всевышний сообщил, что Он один управляет всем, что происходит на небесах и на земле.
Он вершит судьбами творений, ниспосылает мудрые законы и на основании законов Своей религии определяет меру наказания и вознаграждения.
Он прощает тех, кто выполняет Его повеления, и наказывает тех, кто пренебрегает Его повелениями.
Среди Его прекрасных имен - Прощающий и Милосердный.
День и ночь Он прощает оступившихся, принимает покаяния кающихся, окружает людей Своей милостью и одаряет их бесчисленными благами.
После упоминания о маловерах, которые отказались от священной борьбы, Аллах сообщил о наказании, которое ожидает их в земной жизни.
Когда они увидят, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вместе со своими сподвижниками собирается в поход за трофеями, которые достанутся им без борьбы и особых усилий, то будут просить его взять их с собой и разрешить участвовать в разделе добычи.
Они попытаются изменить постановление Аллаха, решившего в наказание лишить трофеев и добычи, которым суждено достаться только правоверным сподвижникам.
О Мухаммад! Скажи им: «Вам не будет позволено присоединиться к нам.
Вы совершили грех во вред самим себе и отказались от участия в предыдущих сражениях, и посему сегодня вы будете лишены вознаграждения».
Они непременно возразят тебе тем, что вы якобы не хотите делиться с ними трофеями из-за скаредности.
Но если бы они осознали суть происходящего, то поняли бы, что причиной их лишения стало их неповиновение Аллаху и что грехи никогда не остаются безнаказанными ни в этом мире, ни в Последней жизни.
Сегодня они пытаются оправдаться перед тобой за то, что не имеет оправдания, и просят разрешить им участвовать в походе, потому что знают, что не будет ни битвы, ни противостояния и что добыча легко перейдет в ваши руки.
Испытай же их искренность и скажи, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, праведные халифы и мусульманские правители еще не раз призовут вас на войну против сильных противников, то есть персов, византийцев и им подобных.
Вы сразитесь с ними, или же они обратятся в правую веру - иного не дано.
Сильный противник никогда добровольно не согласится выплачивать вам дань.
Великие, могучие народы либо уверуют, либо станут сражаться с вами за свои убеждения.
Однако, сразившись с вами, они неизбежно ослабнут и обессилят и будут вынуждены либо обратиться в ислам, либо выплачивать вам дань.
Если вы станете сражаться с ними, то Аллах дарует вам прекрасную награду, которую Всевышний и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, установили для воюющих на Его пути.
А если вы отвернетесь, как сделали это тогда, когда Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, призвал вас в ряды своей армии, то Аллах покарает вас мучительным наказанием.
Этот аят подчеркивает превосходство праведных халифов и мусульманских правителей, которые призывали и еще будут призывать мусульман на священную войну с непримиримыми врагами ислама, а также обязывает верующих повиноваться им.
Аллах перечислил причины, в связи с которыми мусульманин может остаться дома и не участвовать в джихаде.
Это - слепота, хромота или другая болезнь, которая не позволяет человеку участвовать в джихаде.
Того, кто выполняет предписания религии и остерегается грехов, Аллах введет в Райские сады, в которых они получат распрекрасные блага, которыми наслаждаются сердца и упиваются взоры.
Того же, кто уклонится от повиновения Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, Он покарает мучительным наказанием.
Воистину, повиновение Аллаху является залогом вечного счастья, а неповиновение Ему чревато страданиями и муками.
Всевышний сообщил, что Он остался доволен верующими, которые присягнули посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, под деревом в Худейбии и благодаря своему славному поступку обрели счастье на земле и после смерти.
Эту присягу называют «присягой довольства», потому что помогла правоверным снискать благоволение Божье.
Ее также называют «присягой под деревом».
В тот день посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришлось долго объяснять язычникам, что он не пришел с войной, а лишь хотел совершить паломничество, чтобы отдать дань почтения Священной Каабе.
Чтобы убедить в этом курейшитов, он послал в Мекку Усмана б.
Аффана.
Внезапно среди мусульман распространился слух о том, что язычники убили Усмана.
Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, собрал вокруг себя около полутора тысяч верующих, и там, под деревом, они присягнули ему на верность, поклявшись, что не бросят его, даже если им придется умереть.
Всевышний остался доволен верующими, которые совершили один из самых славных обрядов поклонения и проявили величайшую покорность Ему.
Ему было известно, что в их сердцах покоилась твердая вера.
Несмотря на это, Господь ниспослал им душевный покой, сделал их веру еще более совершенной и отблагодарил их за искренность и преданность.
Всевышний знал, что сердца мусульман полны печали от того, что посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришлось согласиться на унизительные условия, которые поставили ему язычники.
Поэтому Он ниспослал им покой и даровал уверенность в непременном успехе.
Наряду с этим Он обещал вознаградить их близкой победой и богатой добычей, которую им предстояло захватить.
Речь идет о покорении Хейбара, в котором не участвовал никто, кроме сподвижников, которые поддержали Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Худейбии.
Они были почтены правом участвовать в походе на Хейбар и разделе богатой добычи в знак благодарности за покорность Аллаху и искреннее стремление снискать Его благоволение.
Среди Его прекрасных имен - Могущественный и Мудрый.
Он всемогущ и всесилен, и если Он пожелает, то неверующие будут разгромлены верующими в каждом сражении.
Вместе с тем Он мудр, и поэтому Он искушает одних людей посредством других и испытывает верующих неверующими.
Под богатой добычей, о которой упоминается в начале аята, подразумевается любая военная добыча, которая достанется мусульманам вплоть до наступления Судного дня.
А под добычей, получение которой Аллах ускорил, имеются в виду трофеи Хейбара.
О мусульмане! Не думайте, что это - ваша последняя победа.
Вас ожидает еще много побед и трофеев.
Благодарите Аллаха за то, что Он отвратил от вас десницы врагов, которые стремились уничтожить вас и были в состоянии сделать это.
Он помиловал вас и облегчил вашу участь.
И все это для того, чтобы богатая добыча стала знамением, подтверждающим правдивое обещание Господа о преуспеянии и вознаграждении правоверных мусульман.
Знайте же, что Тот, кто сдержал свое слово в этом мире, непременно сдержит его и в Последней жизни.
Так Аллах наставляет вас на прямой путь, то есть одаряет вас знаниями, верой и праведными деяниями, благодаря которым вы будете идти прямым путем.
В распоряжении Всевышнего также находится другая добыча.
Аллах волен поступать с ней, как пожелает.
Он обещал даровать ее вам позднее, и Его обещание непреложно.
Оно непременно сбудется, потому что Всевышний всемогущ и властен над всем сущим.
Аллах обрадовал своих верующих вестью о победе над любой армией неверующих, которые при встрече с мусульманами непременно отступят.
Никто не станет помогать им в войне с правоверными, и враги Аллаха останутся брошенными своими и разбитыми чужими.
Именно так поступал Аллах во времена предыдущих посланников, и никто не в силах изменить Его установления.
Всевышний напомнил Своим рабам о том, как Он защитил их от зла неверующих и избавил их от сражения с ними.
В день подписания Худейбийского мира около восьмидесяти вооруженных жителей Мекки напали на мусульман в надежде застать их врасплох, но мусульмане были начеку и схватили мекканцев.
По воле Аллаха язычники оказались в руках верующих, которые имели право поступить с ними, как им вздумается.
Но мусульмане отпустили их живыми и невредимыми.
Так по милости Всевышнего на священной земле Мекки не пострадали ни Пророк, ни его сподвижники, ни язычники.
Аллах видит деяния Своих рабов.
Посему каждый человек получит то, что он заслужил.
А вы, верующие, никогда не забывайте, как Господь был благосклонен к вам.
Всевышний перечислил факторы, которые побуждают мусульман сражаться с язычниками.
Они отказались уверовать в Аллаха и Его посланника и не пустили Пророка и верующих совершить паломничество, чтобы выразить свое почтение Дому Аллаха.
Они задержали жертвенных животных и не позволили довести их до места заклания, то есть до Мекки, где по окончании малого паломничества совершается обряд жертвоприношения.
Курейшиты стремились показать всю свою несправедливость и враждебность по отношению к правоверным и провоцировали мусульман на войну с ними.
Но у мусульман были причины воздержаться от кровавого сражения.
Во-первых, среди жителей Мекки были верующие мужчины и женщины.
Они жили бок о бок с многобожниками и могли пострадать в результате сражения.
Некоторых из них мусульмане не знали и могли бы затоптать и тем самым совершить грех, не ведая об этом.
Во-вторых, Аллах решил спасти некоторых из многобожников от неверия и заблуждения и вывести их на прямой путь.
Это было еще одной причиной, в связи с которой Всевышний удержал мусульман от битвы.
Но если бы неверующие отделились от верующих, то Аллах разрешил бы правоверным вступить с ними в кровавую схватку, а затем помог бы им разгромить язычников.
О Мухаммад! Неверующие лелеяли в своих сердцах ярость времен невежества.
Они испытывали ненависть и отвращение к словам «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного», которыми ты хотел начать договор между вами.
Они не впустили тебя войти в родной город в тот год, когда ты вознамерился совершить паломничество, чтобы люди не сказали, что мусульмане вошли в Мекку, сломив сопротивление курейшитов.
Так поступают только невежественные люди.
Ярость, злоба и высокомерие не покинули их сердец до тех пор, пока их многочисленные грехи не обрекли их на то, к чему они неизбежно приближались.
А что же посланник Аллаха и верующие? Аллах вселил в их сердца успокоение.
Они не стали гневаться оттого, что многобожники оказали им такой прием.
Они проявили должное терпение и не нарушили законов священной мекканской земли, которые обязывают каждого человека при любых обстоятельствах почитать запреты Аллаха.
Мусульмане остались покорны своему Господу, не думая о том, что будут говорить злые языки, и не опасаясь упреков невежд.
Аллах возложил на них слово богобоязненности, то есть обязал их быть верными свидетельству единобожия «нет божества, кроме Аллаха», а также выполнять все его требования.
Они выполнили свой долг перед Всевышним, не нарушив свидетельства.
Они заслуживали этой чести более других и были достойны ее.
Аллах знал об этом и знал о том добре, которое переполняло душу каждого из них.
Речь идет о сновидении, которое посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел в Медине.
Он рассказал своим сподвижникам, что видел, как они входят в Мекку и совершают обход вокруг Каабы.
Но после подписания Худейбийского мира они вернулись в Медину, так и не совершив паломничества.
Некоторые из них даже сказали посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Разве ты не говорил, что мы придем к Каабе и совершим обход вокруг нее?» Он сказал: «А разве я сказал вам, что это произойдет в этом году?» Они ответили: «Нет».
Тогда он сказал: «Воистину, вы придете к ней и совершите обход вокруг нее».
Таким образом, в этом аяте Всевышний имел в виду, что сновидение Пророка непременно сбудется, а различные его толкования ничуть не умаляют его истинности.
Вы войдете в Заповедную мечеть, всем своим видом выражая почтение священному Дому Аллаха.
Не страшась врагов, вы совершите все обряды паломничества и завершите его либо бритьем головы, либо стрижкой волос.
Только Аллаху ведомо, что принесет вам больше пользы.
И поэтому наряду с паломничеством, которое вы обязательно совершите, Господь помог вам заключить мир с многобожниками.
После случившегося в Худейбии сердца многих мусульман пришли в смятение от того, что им была неясна мудрость божественного замысла.
Тогда Всевышний объяснил им, в чем состоит мудрость и польза такого решения, и они убедились в том, что все Его предписания ведут их прямым путем - прямо к Его милости.
Аллах направил Своего посланника, да благословит его Аллах и приветствует, с полезным знанием, которое выводит людей из заблуждения и помогает им различать между добром и злом.
Он ниспослал религию, которой присущи правдивость, справедливость, добродетель и милосердие.
Все это находит отражение в делах и поступках, которые облагораживают душу, очищают сердца, воспитывают прекрасный нрав и увеличивают значимость самого человека.
Аллах отправил Своего посланника, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы превознести ислам над всеми другими религиями и сокрушить ложь убедительными доводами, а если понадобится, то и мечами и копьями.
Мухаммад - посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
А мухаджиры и ансары, которые окружают его, - истинные верующие.
Они обладают самыми прекрасными качествами, усердно сражаются с многобожниками и прикладывают все силы для уничтожения неверия.
Они беспощадны к врагам Аллаха, и потому неверующие униженны и бессильны перед ними.
Но в то же время они любят своих верующих братьев и сестер, снисходительны и добры к ним.
Вместе они подобны единому организму, и каждый из них желает для своего брата того же, что и для себя.
Так они строят свои взаимоотношения с людьми, а что касается их отношений с Аллахом, то они совершают много молитв, и поэтому ты видишь их преклоняющимися и падающими ниц.
Тем самым они ищут милости и благоволения Аллаха.
Довольство Аллаха и Его щедрая награда - вот их единственная цель.
Благодаря частому, усердному и прекрасному поклонению их лица стали излучать свет, и на них появились следы от земных поклонов.
Искренние молитвы сделали их души светлыми, а лица - величественными.
Так их описал Всевышний в Торе, которая была ниспослана пророку Мусе.
А в Евангелии они представлены в образе посева, на котором вырос росток и укрепил его.
Он все крепнет и выпрямляется на своем стебле, приводя в восхищение сеятелей своим совершенством, красотой и прямотой.
Всевышний сравнил сподвижников с посевом.
Они приносят пользу людям, и люди нуждаются в них.
Их сильная вера и решительные поступки подобны стеблю и ветвям посева.
А новообращенные мусульмане подобны молодым побегам.
Они растут и догоняют своих предшественников и помогают им продолжать начатое дело, надлежащим образом исповедовать религию Аллаха и нести ее остальному человечеству.
Они вызывают гнев у неверующих, которые вступают в схватки и сражения с мусульманами и становятся свидетелями их единства и непреклонности перед врагом.
Затем Аллах поведал о том, что сподвижники воплотили в себе два превосходных качества: веру и праведные деяния.
А Всевышний Аллах приготовил для них две радости: прощение, которое принесло им избавление от зла в этой жизни и после смерти, и великое вознаграждение в обоих мирах.
А теперь я хочу более подробно описать некоторые события Худейбийского похода, ссылаясь на главы «Пророческий путь» из книги имама Шамс ад-Дина Ибн аль-Каййима.
Это поможет читателю лучше понять смысл этой суры и проникнуть в некоторые из ее тайн.
{ХУДЕЙБИЙСКИЙ МИР} Нафи рассказывал, что Худейбийский мир был заключен в 6 году после хиджры в месяце зуль-каада.
Это мнение является достоверным, и с ним были согласны аз-Зухри, Катада, Муса б.
Укба, Мухаммад б.
Исхак и многие другие.
Хишам б.
Урва рассказывал, что его отец поведал ему, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправился в Худейбию в рамадане, а мирный договор был заключен в шаввале, но это мнение ошибочно.
В рамадане посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, покорил Мекку.
В сборниках хадисов «ас-Сахих» имамов аль-Бухари и Муслима приводится достоверный хадис Анаса б.
Малика о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, четыре раза отправлялся в малое паломничество, и каждый раз это было в месяце зуль-каада.
Одним из этих четырех паломничеств было прерванное паломничество в тот год, когда был подписан Худейбийский мир.
Анас сообщил, что Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в тот год сопровождало полторы тысячи человек.
В тех же сборниках хадисов приводятся хадисы Джабира и Абдуллаха б.
Абу Ауфа, в которых сообщается, что Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сопровождали соответственно тысяча четыреста и тысяча триста человек.
Катада рассказывал, что он спросил Саида б.
аль-Мусайиба: «Сколько человек присутствовало во время присяги довольства».
Он ответил: «Тысяча пятьсот человек».
Тогда Катада сказал: «Джабир б.
Абдуллах рассказывал, что их было тысяча четыреста человек».
Саид возразил ему: «Да смилостивится над ним Аллах, ибо он ошибся.
Он сам рассказывал мне, что их было тысяча пятьсот человек».
Действительно, от Джабира до нас дошло два достоверных сообщения по этому вопросу.
В одном из таких сообщений говорится, что Джабир рассказывал, что сподвижники в тот год закололи семьдесят верблюдиц: каждую верблюдицу от имени семи человек.
А когда его спросили, сколько же их было, то он сказал: «Тысяча четыреста пеших и всадников».
В хадисе Шубы сообщается, что Катада рассказывал, как Саид б.
аль-Мусайиб говорил от имени своего отца, что вместе с посланником Аллаха под деревом собралось тысяча четыреста человек.
Из двух мнений я больше склоняюсь к этому.
Оно опирается также на высказывания аль-Бары б.
Азиба, Макиля б.
Йасара, аль-Мусайиба б.
Хузна и на наиболее достоверное сообщение от имени Саламы б.
аль-Аква.
Согласно одному из мнений, в этом походе приняло участие всего семьсот человек.
Это - очевидное заблуждение.
Сподвижники были вынуждены заколоть всего семьдесят верблюдиц: каждую - от имени семи или, скажем, десяти человек.
Это никоим образом не свидетельствует в пользу такого мнения.
В хадисе совершенно ясно сказано, что семеро мусульман приносили в жертву одну верблюдицу и что всего было заколото семьдесят животных.
Допустим, что в жертвоприношении приняли участие все мусульмане.
Тогда получается, что их было всего четыреста девяносто человек, а не семьсот.
Но лучше всего не делать ненужных расчетов, а обратиться к самому хадису, в котором однозначно сказано, что их было тысяча четыреста человек.
Дойдя до Зуль-Хулейфы, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел пометить жертвенных животных и повязать их шеи веревками и облачился в ихрам, произнеся намерение совершить умру - малое паломничество.
Затем он послал вперед соглядатая из племени хузаитов, чтобы тот разузнал, что предпринимают курейшиты.
Когда мусульмане приблизились к местечку Усфан, соглядатай вернулся к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Только что я видел Кааба б.
Луейа.
Они взяли с собой ахабишей и собрали огромное войско.
Они готовы сразиться с тобой, чтобы помешать тебе вступить в Мекку».
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посоветовался со сподвижниками: «Не напасть ли нам на поселения ахабишей, которые отправились помогать курейшитам, чтобы захватить их женщин и детей? В этом случае, даже если они станут воевать, то будут думать о мести и скорбеть.
Или лучше продолжить путь в Мекку и сразиться с теми, кто попытается остановить нас?» Абу Бакр сказал: «Аллах и Его посланник лучше знают, как поступить.
Мы же пришли, чтобы совершить паломничество и не хотим воевать.
Но если кто-нибудь встанет на нашем пути, то мы готовы сразиться с ним».
Выслушав его, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тогда вперед!» Сподвижники продолжили путь, и через некоторое время Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Халид б.
аль-Валид с отрядом курейшитской конницы остановился в местечке аль-Гамим.
Обойдем их справа».
Халид не заметил мусульман, а когда понял, что они обошли его, то галопом устремился в Мекку, чтобы предупредить курейшитов.
Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дошел до местечка Саният аль-Марар, его верблюдица по кличке Касва опустилась на колени.
Люди стали прикрикивать на нее, чтобы она продолжила путь, но верблюдица не двигалась с места.
Сподвижники стали говорить: «Касва заупрямилась».
Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Она не заупрямилась.
У нее нет такого норова.
Ее удерживает Тот, Кто удержал слона».
Затем он сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа! Я соглашусь на любое их предложение, если они сделают его из уважения к запретам Аллаха».
Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прикрикнул на верблюдицу, и она тотчас поднялась.
Наконец, мусульмане дошли до Худейбии.
Там они нашли колодец, в котором почти не было воды.
Сподвижники стали понемногу пить из него, но быстро осушили его.
Они пожаловались посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он, вынув из своего колчана стрелу, велел им вставить ее в дно колодца.
Вода стала прибывать и прибывала до тех пор, пока сподвижники не ушли оттуда.
Курейшиты опасались, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, нападет на них, и тогда он решил отправить к ним одного из своих сподвижников и подозвал к себе для этого Умара б.
аль-Хаттаба.
Умар сказал: «О посланник Аллаха! В роду Каба в Мекке нет такого человека, который поддержит меня, если курейшиты причинят мне зло.
Пошли лучше Усмана б.
Аффана.
Его родственники там, и он передаст им все, что ты пожелаешь».
Тогда посланник Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, подозвал Усмана и велел ему отправиться к курейшитам, сказав: «Сообщи им, что я не пришел сражаться с ними, а пришел совершить паломничество, а также предложи им принять ислам».
Пророк также велел ему встретиться с верующими мужчинами и женщинами, которые остались в Мекке, обрадовать их вестью о скорой победе и сообщить им, что Могущественный и Великий Аллах непременно поможет своей религии одержать верх в Мекке, дабы они не прятались и не скрывали то, что уверовали.
Усман отправился в путь и встретился с курейшитами в местечке Балдах.
Язычники спросили его: «Куда ты идешь?» Он сказал: «Посланник Аллаха послал меня для того, чтобы я призвал вас уверовать в Аллаха и обратиться в ислам и сообщил вам, что мы пришли совершить паломничество, а не сражаться с вами».
Они ответили: «Мы уже слышали это.
Делай то, зачем ты пришел».
Абан б.
Саид подошел к Усману и поздоровался с ним.
Затем Абан взял его под свое покровительство, оседлал свою лошадь и усадил Усмана позади себя.
Так они приехали в Мекку.
Мусульмане, не дождавшись возвращения Усмана, стали говорить: «Усман раньше нас добрался до Каабы и уже совершил обход вокруг нее».
Посланник Аллаха сказал: «Я не думаю, что он совершил обход вокруг Каабы, пока мы находимся в осаде».
Люди сказали: «О посланник Аллаха, что же мешает ему сделать это? Он же уже добрался до Дома Аллаха».
Он ответил: «Просто я думаю, что он не станет совершать обход вокруг Каабы без нас».
Пока продолжались переговоры мусульмане находились недалеко от язычников.
В это время между ними завязалась ссора, и произошло небольшое сражение.
Противники кричали друг на друга, обстреливали друг друга стрелами и забрасывали камнями, но в конце концов успокоились.
Тут до посланника Аллаха дошел слух о том, что убит Усман.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призвал правоверных присягнуть ему на верность, и взволнованные мусульмане собрались вокруг него под деревом, присягнули ему на верность и поклялись ни при каких обстоятельствах не бросать его.
Принимая присягу, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пожал сам себе руку и сказал: «Это - за Усмана».
Тут вернулся и сам Усман, и люди сказали ему: «Абу Абдуллах, остался ли ты доволен обходом вокруг Каабы?» Он сказал: «Плохо же вы обо мне подумали! Клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, если бы я пробыл там год, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, все это время оставался бы в Худейбии, я не стал бы совершать обход до тех пор, пока его не совершил бы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Курейшиты предложили мне совершить обход, но я отказался».
Тогда люди сказали: «Воистину, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, лучше нас осведомлен об Аллахе, да и помыслы его чище».
Когда мусульмане приносили присягу под деревом, Умар держал посланника Аллаха за руку, а Макиль б.
Йасар удерживал ветку, которая мешала Пророку.
На верность присягнули все, кроме аль-Джудда б.
Кайса.
Первым пожал руку Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Синан аль-Асади.
А Салама б.
аль-Аква пожал ему руку трижды: в начале, в середине и в конце.
Одним из первых к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл Будейл б.
Варка из рода хузаитов вместе с несколькими своими сородичами.
Они были наперсниками посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в Тухаме.
Будейл сказал: «Я пришел от Каба б.
Луейа и Амира б.
Луейа.
С огромным войском они спустились к водам Худейбии.
Они взяли с собой даже молодых верблюжат с их матерями.
Они собираются сразиться с тобой и не желают впускать тебя в Мекку».
Посланник Аллаха сказал: «Мы не пришли сражаться, а пришли для того, чтобы совершить паломничество.
Курейшиты и без того изнурены войной, которая принесла им много горя.
Если они пожелают, то я заключу с ними временное перемирие, и тогда они оставят меня в покое.
Если они пожелают, то могут принять ислам, как это делают другие.
Если же они непременно хотят сразиться с нами, то они уже собрали все свои силы.
Клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа! Мы будем сражаться с ними за наше дело, пока не погибнем все как один или пока Аллах не завершит начатое им дело».
Будейл выслушал его и сказал: «Я передам им твои слова».
Он пришел к курейшитам и сказал: «Я был у этого человека и слышал то, что он говорит.
Если хотите, я передам вам его слова».
Глупые невежды стали кричать: «Нам не нужно, чтобы ты рассказывал нам о нем».
Но мудрые старейшины сказали: «Говори, что услышал».
Когда Будейл закончил, Урва б.
Масуд из племени Сакиф сказал: «Он сделал вам разумное предложение.
Примите его и позвольте мне отправиться к Мухаммаду».
Они сказали: «Ступай к нему».
Урва пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и начал с ним переговоры.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему то же, что и Будейлу.
Тогда Урва сказал: «О Мухаммад! Может быть, ты сможешь уничтожить свой народ.
Но слышал ли ты, чтобы до тебя кто-либо из арабов губил своих близких? Но может случиться, что все обернется иначе, и мне кажется, что тогда очень многие из твоих людей побегут и бросят тебя».
Тут вмешался Абу Бакр и сказал: «Пососи у Лат! Это мы-то побежим и бросим его?!» Урва спросил: «Кто это сказал?» Абу Бакр назвал себя.
Тогда Урва сказал: «Клянусь Тем, в чьей длани моя душа! Если бы не то добро, которое ты мне сделал и за которое я тебя до сих пор так и не отблагодарил, то я бы ответил тебе».
Он продолжал беседовать с Пророком и время от времени брал его за бороду.
Рядом с Пророком с мечом в ножнах стоял аль-Мугира б.
Шуба со шлемом на голове.
Когда Урва в очередной раз протянул руку к бороде Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, аль-Мугира ударил его по руке концом ножен и сказал: «Убери руку от бороды посланника Аллаха!» Урва поднял голову и спросил: «Кто ты?» Он ответил: «Аль-Мугира б.
Шуба».
Он сказал: «Не ты ли оказался самым вероломным среди нас?» Дело в том, что перед тем, как принять ислам, аль-Мугира убил в дороге всех своих спутников, забрал их имущество и пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует.
Он сказал ему: «Я принимаю то, что ты обратился в ислам, но не возьму ничего из твоего богатства».
Затем Урва начал наблюдать за сподвижниками посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и увидел, что стоило ему отхаркнуться, как один из мусульман подставлял руку, а затем начинал растирать слизь по коже и по лицу.
Когда он отдавал какое-либо распоряжение, они тотчас выполняли его, а когда он совершал омовение, они боролись друг с другом за воду, которой он умылся.
Стоило ему заговорить, как они притихали.
Из уважения к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, они даже не осмеливались пристально смотреть на него.
Урва вернулся к курейшитам и сказал: «О мои соплеменники! Клянусь Аллахом, я побывал у многих царей.
Я был у хосроя, цезаря и негуса.
Но - клянусь Аллахом! - я не видел, чтобы окружение этих царей почитало их так, как сподвижники Мухаммада почитают его.
Клянусь Аллахом, стоит ему отхаркнуться, как один из них подставляет свою руку, а затем начинает растирать слизь по коже и лицу.
Стоит ему отдать распор