[1]    Клянусь ветрами, рассеивающими тучи и разгоняющими их, 
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! Эта сура ниспослана в Мекке.
Она состоит из 60 айатов.
Сура начинается с клятвы, что воскресение и воздаяние - непреложная истина.
Затем следует клятва, что те, которые отвергают посланника, противоречивы в том, что они говорят о посланнике Аллаха и о Священном Коране.
В суре содержится предупреждение неверным о том, что их конец в будущей жизни будет очень скверным, и описывается воздаяние, уготованное в ней богобоязненным, за их праведные деяния в земном мире.
В суре также обращается внимание на то, что необходимо размышлять о знамениях Аллаха во Вселенной и в душах людей и о чудесном совершенстве их создания Всевышним.
В суре рассказывается история посланника Ибрахима и его гостей-ангелов, а также о некоторых прежних народах и постигшей их гибели за то, что они отвергли своих пророков.
Далее в суре вкратце указывается на некоторые знамения во Вселенной.
Сура призывает обратиться к Аллаху и поклоняться только Ему одному: ведь Аллах создал джиннов и людей, чтобы они поклонялись Ему.
В конце суры те, которые отвергли посланника Аллаха - да благословит его Аллах и приветствует! - предупреждаются, что их поразит наказание, подобное наказанию, постигшему прежние народы.
  
[2]    тучами, несущими тяжёлое бремя дождевой воды, 
[3]    и (кораблями) идущими легко по воде, 
[4]    и (ангелами), распределяющими удел, которым Аллах наделяет, кого пожелает! 
[5]    Поистине, то, что вам обещано Аллахом: воскресение и все остальное - непреложная истина, которая непременно осуществится, 
[6]    и вам, несомненно, будет воздано за ваши деяния. 
[7]    Клянусь небосводом, по которому проложены совершенные (звёздные) дороги, 
[8]    в том, что вы говорите (о Мухаммаде) - противоречивый вздор! 
[9]    От веры в это истинное обещание и непреложное воздаяние отвернётся только тот, кто отвращён от веры из-за того, что следовал своим страстям, а не разуму. 
[10]    Да погибнут лжецы, 
[11]    которые говорят о Судном часе одни измышления и ложные предположения, которые погрязли в невежестве и не замечают доказательств истинности веры. 
[12]    Они спрашивают, издеваясь и считая его невозможным: "Когда настанет День воздаяния? 
[13]    День воздаяния - тот День, когда они будут ввергнуты в адский огонь и сожжены им. 
[14]    Им будет сказано: "Вкусите ваше наказание. Это - то, что вы в земном мире просили ускорить". 
[15]    Поистине, те, которые повиновались Аллаху, боялись Его, будут блаженствовать в райских садах среди источников, не поддающихся описанию словами, 
[16]    получая награды и почтение, которые их Господь даровал им. Ведь они в земном мире наилучшим образом исполнили всё, что им было повелено. 
[17]    Они спали только малую часть ночи, 
[18]    большую же её часть они посвящали поклонению Аллаху, а последнюю часть ночи (на заре) они проводили, взывая к Аллаху о прощении грехов. 
[19]    Они выделяли определённую долю из своего достояния для нуждающихся: просящих и бедных, которые воздерживаются просить подаяние. 
[20]    На земле есть много ясных знамений, приводящих к искренней вере в Аллаха, для тех, кто наставлен на путь веры и идёт по нему. 
[21]    И в ваших душах тоже есть ясные знамения. Неужели вы их не замечаете и не видите, на что они указывают?! 
[22]    И в небе уготован ваш удел и предопределено то, что вам обещано. 
[23]    Клянусь Господом небес и земли, что всё, что вы отвергаете: наступление воскресения, воздаяние, наказание неверных, вознаграждение богобоязненных - непреложная истина, такая же, как то, что вы обладаете даром речи, в чём вы не сомневаетесь. 
[24]    Дошёл ли до тебя рассказ об ангелах - почтенных гостях Ибрахима, 
[25]    которые пришли к нему и сказали: "Мир!" И он ответил им: "И вам мир, люди незнакомые!" 
[26]    Он вышел незаметно для своих гостей к домочадцам, принёс им жирного телёнка 
[27]    и пригласил их кушать, но они не притронулись к нему. Тогда он, выражая своё недовольство этим, сказал им: "Не покушаете ли?" 
[28]    Он почувствовал в себе страх перед ними. Они ему сказали: "Не бойся!" - и обрадовали его доброй вестью о рождении у него сына, который будет обладать большим знанием. 
[29]    Услышав эту добрую весть, его жена подошла к ним с криком и шумом, ударяя себя по лицу, удивляясь и не веря, и сказала: "Я бесплодная старуха. Как я могу родить?" 
[30]    Тогда ангелы ответили ей: "Так решил твой Господь. Ведь Он мудр во всех Своих решениях и всезнающ - от Него ничто не скроется". 
[31]    Ибрахим спросил: "После того, как вы, о посланцы, обрадовали меня доброй вестью, в чём ваша миссия сейчас?" 
[32]    Они ответили: "Поистине, мы посланы к народу, упорствующему в ослушании Аллаха, 
[33]    чтобы забросать их камнями из глины, сущность которой ведома только Аллаху. 
[34]    Эти камни, меченные у твоего Господа, предназначены Им для мерзких, упорных нечестивцев". 
[35]    Мы повелели вывести из этого селения верующих. 
[36]    Но Мы нашли в нём лишь один дом, жители которого предались Аллаху и повиновались Ему. 
[37]    Мы оставили в этом селении след, доказывающий гибель его обитателей, чтобы извлекли урок те, которые страшатся мучительного наказания. 
[38]    В сказании о Мусе - поучение, а ведь Мы послали его к Фараону, поддержав его ясным доводом. 
[39]    Но Фараон, опираясь на свою мощь, отказался уверовать в Мусу и сказал: "Колдун он или одержимый!" 
[40]    Тогда Мы взяли его и войско, на которое он опирался, и ввергли их в море. Он был неверным и упрямым, за что он заслужил осуждение. 
[41]    И в истории об адитах - наставление. Мы послали на них ветер, в котором нет никакого блага, 
[42]    который не оставляет ничего, над чем пройдёт, не превратив его в прах. 
[43]    В сказании о самудянах - знамение. Ведь им было сказано: "Наслаждайтесь преходящими земными благами до определённого Аллахом времени". 
[44]    Но они вели себя высокомерно и горделиво отказались повиноваться повелению их Господа. Тогда они были погублены молнией, а они смотрели, как она поражает их. 
[45]    И не могли они встать на ноги и не могли избавить себя от наказания. 
[46]    А до них Мы погубили народ Нуха, ведь этот народ не повиновался Аллаху. 
[47]    Мы Своим могуществом воздвигли совершенным образом небо, и Мы в силах творить больше и совершеннее - Мы - расширяющие 
В этом Священном айате заключено много научных мыслей.
Одна из них заключается в том, что Аллах - хвала Ему Всевышнему! - создал Своей мощью эту бескрайнюю Вселенную, и Он властен над всем сущим и делает всё, что желает.
А слово небо в этом айате значит всё, что находится над небесными телами и укрывает их.
Всё, что окружает небесные тела: планеты, звёзды, солнечные системы, Галактики - небо.
Эта видимая часть Вселенной так необъятна, что непостижима для человеческого разума и не подлежит определению.
Ведь расстояния в ней измеряются миллионами световых лет, а световой год, как указала наука в двадцатом веке, - расстояние, которое проходит свет со скоростью 300000 км/сек.
Фраза "И Мы - расширяющие" в этом Священном айате указывает на удивительную бескрайность Вселенной с самого начала её сотворения.
Она указывает также на продолжение процесса расширения с течением времени, что также доказала современная наука.
Ведь в начале этого века стала научным фактом теория расширения (растягивания).
Согласно этой теории, туманности вне нашей Галактики удаляются от нас с различными скоростями.
Даже небесные тела в одной Галактике удаляются друг от друга.,
  
[48]    и землю Мы разостлали, и как прекрасно Мы расстелили и расширили! 
[49]    Из всякой вещи Мы сотворили два вида - пару, - может быть, вы образумитесь и уверуете в Наше могущество! 
[50]    Так спешите же повиноваться Аллаху, ведь я увещеватель от Аллаха для вас, предупреждающий вас о последствиях многобожия. 
[51]    И не поклоняйтесь другому богу наряду с Ним. Ведь я увещеватель от Аллаха для вас, предупреждающий вас о последствиях многобожия. 
[52]    Так же поступали прежние народы со своими посланниками. Не приходил ни один посланник к народам, бывшим до вашего народа, чтобы они не сказали о нём: "Колдун или бесноватый!" 
[53]    Уж не завещали ли эти слова одни народы другим, чтобы они повторяли одно и то же?! Нет, они - нечестивцы, преступившие все пределы дозволенного, и их объединило то, что они отвергали посланников и порочили их. 
[54]    Отвернись же от этих упрямых! Ведь ты не будешь порицаем за то, что они не последовали за тобой и не уверовали. 
[55]    И постоянно напоминай людям, наставляя их. Ведь наставление усиливает сознательность у верующих и утверждает веру в их сердцах. 
[56]    Я не создал джиннов и людей, чтобы они принесли Мне какую-либо пользу, а лишь для того, чтобы они Мне поклонялись. А ведь поклонение приносит им же пользу. 
[57]    Я не желаю от них никакого надела. Ведь Я не нуждаюсь ни в ком из обитателей миров и не надобно Мне, чтобы они Меня кормили. Я же кормлю их и не нуждаюсь в кормлении. 
[58]    Поистине, только один Аллах наделяет Своих рабов средствами к существованию. Он Всемогущ, Всесилен и над всем сущим властен! 
[59]    Поистине, тем, которые причинили вред себе, не уверовав в Аллаха и отвергнув посланника, уготована доля наказания, подобная доле их товарищей по неверию из прежних народов. Так пусть же они не торопят Меня, чтобы Я ускорил им наказание раньше предопределённого Мною срока. 
[60]    Тем, которые не уверовали, - гибель в День воскресения, который Аллах им обещал. Ведь в этот День их постигнут беды и ужасы.