[1]    (Я, Аллах) клянусь зарею, 
[2]    и десятью ночами (месяца зуль-хиджжа) 
В первые десять дней месяца зуль-хиджжа совершается паломничество в Заповедную мечеть в Мекке и проходит праздник жертвоприношения.,
  
[3]    и четом и нечетом [четным и нечетным количеством всего], 
[4]    и ночью, когда она движется [приходит, становится и затем уходит] 
[5]    Разве в этом не клятва (Аллаха) для обладающего разумом? 
[6]    Разве ты не видел, как поступил твой Господь с ‘адитами, 
[7]    Ирамом, обладателем колонн [они жили в городах, в которых были колонны], 
[8]    подобных которым [‘адитам] не было создано в странах [на земле], [Им не было подобных по росту, телосложению и силе. Они говорили: «И кто же нас сильнее?»] 
[9]    и самудитами 
Самудиты (или самудяне) высекали в скалах себе дома, в которых и жили.
Их долина располагалась в местности аль-Хиджр и долина селений, которая находится между Мединой и Сирией., которые пробивали скалы в долине,
  
[10]    и с Фараоном, обладателем кольев [пирамид и большого войска], 
[11]    которые 
Здесь подразумеваются адиты, самудиты и фараоны, которые выходили за пределы повиновения Аллаху и совершали преступления против Аллаха.
беспредельничали в странах
  
[12]    и умножали там порчу [неверие и ослушание Аллаху, и устраивали произвол над Его рабами]? 
[13]    Пролил на них Господь твой бич наказания [очень жестоко наказал их]. 
[14]    Поистине, Господь твой – однозначно, в засаде [всегда наблюдает за всеми делами Своих рабов]. 
[15]    А человек, когда испытывает его Господь его, почтит [сделает уважаемым среди людей] и оделит благами [богатством], тогда он говорит: «Господь мой почтил меня 
Когда Аллах испытывает Своего раба наделив его богатством, и сделав его почтенным (уважаемым) среди людей посредством его имущества, и уширив ему пропитание, неблагодарный Аллаху человек начинает радоваться думая, что это и есть истинный почет, и он начинает ощущать себя счастливым.
И человек даже не предполагает, что это является испытанием (посредством богатства) от его Господа.!»
  
[16]    А когда Он испытывает его [человека] и ограничит ему пропитание, то он [неблагодарный человек] говорит: «Господь мой унизил меня 
А когда Аллах испытывает человека ограничив ему пропитание, дав ему какие-то лишения, то человек считает, что Аллах его опозорил и унизил.
Это признаки человека неверующего в воскрешение и воздаяние, так как для него почет нужен только в этом мире, нужно изобилие в материальных средствах.
Такой человек считает, что позор – это упустить годы не накопив богатств, и не иметь возможности обрести то, что желаешь из красот этого мира.
А верующий человек знает, что истинное уважение – это то, что Аллах почтил его подчинением Ему, и помогает ему в его делах для Вечной жизни, а унижением верующий человек считает то, что Аллах не будет оказывать ему содействия в делах повиновения Ему и делах обитателей Рая.
На самом же деле, удача и успех в мирских делах еще не означают истинное счастье, а неудача и неуспех не означают позор и унижение.
И поистине богатство является испытанием для богатого, возблагодарит ли он, и бедность является испытанием для бедного, проявит ли он терпение.!»
  
[17]    Так нет же [вы не должны так поступать]! Наоборот, вы сами не почитаете сироту 
Аллах предупреждает о наказании людей, которые и в бедности и в богатстве недовольны Аллахом.
Вы сами не оказываете почтение сироте тем из вашего богатства, которым вас наделил Аллах.
И если бы вы одаряли бы сирот, то это было бы для вас почетом перед Аллахом.,
  
[18]    и не побуждаете (самих себя и других) кормить бедняка, 
[19]    и пожираете наследство (сирот, женщин и слабых) едой настойчивой [быстро расходуете], 
[20]    и любите богатство любовью упорной [очень сильно]. 
[21]    Так нет [вы не должны так поступать]! Когда будет распростерта земля плоско [в День Суда], 
[22]    и придет твой Господь [Аллах] (чтобы вершить суд над Своими рабами) и (придут) ангелы рядами, 
[23]    и будет приведена в тот день [в День Суда] Геенна [Ад] (и ангелы ее приволокут) – в тот день вспомнит человек (и станет каяться), но к чему (уже) ему (это) воспоминание (и покаяние)? [от нее уже нет никакой пользы] 
[24]    Он скажет: «О, если бы я (в своей земной жизни) приготовил бы (деяния) [стал бы верующим] для своей жизни (в Вечности)?» 
[25]    И в тот день (будет от Аллаха такое наказание, что) никто не накажет так, как наказывает Он [самое сильнейшее наказание – это наказание Аллаха]. 
[26]    и никто не свяжет такими оковами, каким Он связывает. [Неверующие будут так связаны цепями и закованы оковами, как никто никого никогда не завязывал.] 
[27]    О ты, душа обретшая покой 
Душа, которая убеждена в Истине, Единственности и Величии Аллаха, свободная от всяческих сомнений, которые сводят Веру на нет.
Такая душа довольна решением Аллаха, и в Судный День она вернется спокойной и радостной оттого, что ее обрадовали Раем и во время смерти и во время воскрешения.!
  
[28]    Вернись к твоему Господу довольной (той наградой, которой Он одаряет тебя) и снискавшей довольство (перед Ним)! 
[29]    Войди в число Моих (праведных) рабов. 
[30]    Войди (вместе с ними) в Мой Рай!