Quran

Эльмир Кулиев [Толковани ас-Саади] [Ru]

Сура 100.

[1]   Клянусь скачущими запыхаясь!
[2]   Клянусь высекающими искры копытами!

Всевышний поклялся конями, потому что эти животные олицетворяют прекрасные знамения Аллаха и приносят людям огромную пользу.
При этом Всевышний подчеркнул такие качества лошадей, по которым они превосходят всех остальных животных.
Они скачут стремительно и запыхаются, в результате чего из их груди вырывается удивительный звук.
Их копыта настолько тверды, а удары настолько сильны, что своими копытами они высекают искры.

[3]   Клянусь нападающими на заре!
[4]   Тем самым они поднимают столб пыли
[5]   и врываются с ним (со столбом пыли или с всадником) в гущу.

Из этих слов следует, что атака, как правило, начинается рано утром.
Всевышний принес эти клятвы в подтверждение того, что человек отказывается выполнять повеления Аллаха и творить благие дела.
Поэтому далее Всевышний сказал:

[6]   Воистину, человек неблагодарен своему Господу,

Человеческая природа такова, что душа постоянно удерживает человека от исполнения своих обязанностей надлежащим образом.
Человек ленив и зачастую отказывается от выполнения своих материальных и физических обязанностей.
Избежать этого порока удается лишь тем, кого Аллах наставил на прямой путь.
Такие люди верно исполняют свои обязанности и обретают подлинное величие.

[7]   и он сам является тому свидетелем.

Человек является свидетелем собственной алчности и неблагодарности.
Он не пытается оспорить это и не отрицает этого, потому что эти качества очевидны и явны.
Существует мнение, что местоимение третьего лица относится к Аллаху.
Из этого толкования следует, что человек неблагодарен своему Господу, и Аллах тому свидетель.
В этих словах содержится великая угроза тем, кто отказывается благодарить Всевышнего Аллаха, Который является Свидетелем каждого человеческого поступка.

[8]   Воистину, он страстно любит блага.

Именно любовь к богатству заставляет человека отказываться от выполнения обязанностей, которые предписаны ему Аллахом.
Он отдает предпочтение удовлетворению своих низменных страстей перед обретением благоволения Господа.
Причина же этого в том, что он предал забвению Последнюю жизнь и ограничил свои представления жизнью в этом мире.

[9]   Неужели он не знает, что, когда будет опрокинуто то, что в могилах,
[10]   и когда обнаружится то, что в груди,
[11]   в тот день Господь их будет осведомлен о них?

Этими словами Господь призвал людей устрашиться Судного дня.
В этот страшный день Аллах вернет к жизни покойников и соберет всех людей для свершения справедливого суда.
Все добро и зло, которое таилось в человеческих сердцах, станет очевидным.
Тайное станет явным, а на лицах людей отразятся совершенные ими деяния.
Аллаху будет известно о каждом из этих деяний, и Он непременно воздаст людям за все содеянное ими.
Всевышний всегда знает о деяниях Своих творений, однако Он особо отметил Свою осведомленность в День воскресения, потому что справедливое воздаяние будет вершиться на основании Его всеобъемлющего знания.

<>