Quran

Эльмир Кулиев [Толковани ас-Саади] [Ru]

Сура 87.

[1]   Славь имя Господа твоего Всевышнего,
[2]   Который сотворил все сущее и всему придал соразмерность,

Всевышний повелел поминать Его, поклоняться Ему и проявлять смирение и покорность пред Его величием.
А для того, чтобы это прославление соответствовало величию Всевышнего Аллаха, люди должны поминать Его возвышенные имена и осознавать славный и великий смысл каждого имени.
Они также должны поминать Божьи деяния, одним из которых является сотворение Вселенной в столь совершенном и прекрасном облике.

[3]   Который предопределил судьбу творений и указал путь,

Речь идет о всеобщем руководстве Аллаха, посредством которого Он указал всем творениям путь к тому, что принесет им пользу и наделил их мирскими благами.

[4]   Который взрастил пастбища,
[5]   а потом превратил их в темный сор.

Он низводит с небес воду и взращивает ею многие растения и травы, которыми наслаждаются люди, их скот и все остальные животные.
А после того, как по предопределению Аллаха растения и травы достигают предела своего развития, они темнеют и сохнут.
Затем Аллах упомянул о религии, которой Он одарил людей и основой которой является Священный Коран.

[6]   Мы позволим тебе прочесть Коран, и ты не забудешь ничего,
[7]   кроме того, что пожелает Аллах. Он знает явное и то, что сокрыто.

О Мухаммад! Возрадуйся великой вести! Мы сохраним все откровения, ниспосланные тебе в Писании, соберем их в твоем сердце, и ты не забудешь ничего из этого.
Но если твой Премудрый Господь решит, что тебе следует забыть часть откровения ради всеобщего блага и огромной пользы, то это произойдет.
Воистину, Ему ведомо все, что приносит пользу Его рабам.
Он велит все, что пожелает, и судит, как пожелает.

[8]   Мы облегчим тебе путь к легчайшему.

Это - еще одна благая весть о том, что Аллах облегчит Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, все дела и сделает его шариат и религию легкой.

[9]   Наставляй же людей, если напоминание принесет пользу.

Обучай людей шариату Аллаха и Его писанию, если они примут твое учение и прислушаются к твоим проповедям, независимо от того, добьешься ты своей цели целиком или частично.
Из этого аята понимается, что если напоминание не приносит пользы, а лишь увеличивает вред, то его не следует сообщать людям.
Напротив, Аллах запрещает поступать так.

[10]   Воспримет его тот, кто страшится,
[11]   и уклонится от него самый несчастный,
[12]   который войдет в Огонь величайший.

Люди делятся на тех, кто извлекает пользу из напоминания, и тех, кто не внимает ему.
Первые страшатся Аллаха, поскольку страх перед Ним и знание о грядущем воздаянии заставляют раба отдалиться от всего, что Он ненавидит, и устремиться к добру.
А вторые окажутся в пылающем Пламени, которое будет пожирать людские сердца.

[13]   Не умрет он там и не будет жить.

Его постигнет мучительная кара, и не увидит он ни покоя, ни отдыха.
Он будет желать себе смерти, но не увидит ее, как сказал Всевышний: «С ними не покончат так, чтобы они могли умереть, и их мучения не облегчатся» (35:36).

[14]   Преуспел тот, кто очистился,
[15]   поминал имя своего Господа и совершал намаз.

Такой человек очистил свою душу от многобожия, несправедливости и порочного нрава и украсил свое сердце частым поминанием Аллаха.
Он совершал то, чем Он доволен, и, в первую очередь, совершал молитву, которая является мерилом веры.
В этом состоит истинный смысл данного аята.
Что же касается мнения тех, кто считает, что речь в нем идет об очистительной милостыни, которую мусульмане подают в праздник разговения, и праздничном намазе, до совершения которого мусульмане должны раздать эту милостыню, то подобное толкование, хотя и совпадает с текстом аята и является приемлемым, не отражает его смысла в полной мере.

[16]   Но нет! Вы отдаете предпочтение мирской жизни,
[17]   хотя Последняя жизнь - лучше и дольше.

Вы ставите жизнь здешнюю выше Последней жизни и тем самым меняете жизнь отравленную, беспокойную и преходящую на жизнь вечную.
Она превосходит мирскую жизнь по всем качествам и длится целую вечность, тогда как здешний мир непременно разрушится и исчезнет.
Сознательный и верующий человек никогда не предпочтет скверное прекрасному и не согласиться вечно страдать за удовольствие, которое можно испытать в течение короткого часа.
Поэтому причиной всех несчастий является именно любовь к этому миру и предпочтение его миру вечному.

[18]   Воистину, это записано в первых свитках -
[19]   свитках Ибрахима (Авраама) и Мусы (Моисея).

Упомянутые в этой благословенной суре прекрасные заповеди и повествования, записаны в свитках Ибрахима и Мусы - свитках двух самых славных посланников после Мухаммада.
Эти заповеди были ниспосланы в законах всех пророков, ибо они касаются преуспеяния в обеих жизнях и приносят пользу в любую эпоху и в любом месте.
Хвала же за это надлежит одному Аллаху!

<>