Quran

Эльмир Кулиев [Толковани ас-Саади] [Ru]

Сура 88.

[1]   Дошел ли до тебя рассказ о Покрывающем (Дне воскресения)?

Всевышний упомянул о тех событиях и великих ужасах, которые произойдут в День воскресения.
Этот день покроет все творения бедами и несчастьями, и каждая душа получит воздаяние за свои деяния.
И вот тогда люди разделятся на тех, кто войдет в Рай, и тех, кто окажется в Преисподней.
Аллах сообщил о том, как будут выглядеть их обитатели.
Он описал адских мучеников и сказал:

[2]   Одни лица в тот день будут унижены,
[3]   изнурены и утомлены.

Они будут пристыжены, опозорены и измучены наказанием.
Их будут волочить на лицах, которые будут окутаны огнем.
Существует мнение, что эти слова Аллаха касаются тех, кто много трудился и поклонялся в этом мире, однако из-за того, что они не выполнили главного условия и не уверовали в Единого Аллаха, в День воскресения их деяния превратятся в развеянный прах.
И хотя это действительно так, речь в этой суре идет не об этом.
Единственным правильным мнением является первое толкование, потому что оно описывает события, которые произойдут в День воскресения, и касается всех обитателей Ада, тогда как второе мнение затрагивает лишь небольшую часть адских мучеников.
Кроме того, Всевышний Аллах сообщил о том, как Судный день покроет людей многочисленными несчастьями, а не описывал их положения в этом мире.

[4]   Они войдут в Огонь жаркий.
[5]   Их будут поить из источника кипящего
[6]   и кормить только ядовитыми колючками,
[7]   от которых не поправляются и которые не утоляют голода.

Адское пламя будет охватывать грешников со всех сторон.
Всевышний сказал: «Если они станут просить о помощи (или о дожде), то им помогут водой, подобной расплавленному металлу (или осадку масла), которая обжигает лицо» (18:29).
Таким будет их питье! Что же касается их пищи, то она будет представлять собой ядовитые колючки.
Пища, как правило, служит для одной из двух целей: либо утоляет голод и избавляет человека от его мук либо помогает худому человеку поправиться.
Однако адские колючки не принесут ни того, ни другого.
Напротив, это - самая горькая и омерзительная пища с отвратительным запахом.
Упаси нас Аллах от этого!

[8]   Другие же лица в тот день будут радостны.
[9]   Они будут довольны своими стараниями

На лицах праведников в День воскресения будет счастливый румянец.
Их тела будут прекрасны и свежи, а лица будут исполнены света и величайшей радости.
Они будут довольны своими праведными делами и добром, которое они делали рабам Аллаха в мирской жизни.
Они будут довольны, когда увидят ожидающее их вознаграждение, сбереженное и умноженное.
Они осознают, как славен их исход, и получат все, что пожелают.

[10]   в Вышних садах.

В этих для них уготованы самые разнообразные блага.
А сады эти находятся на вершине Рая, и среди них - высокие обители и выстроенные одна над другой горницы.
С этих высот блаженные праведники будут взирать на щедрые блага, приготовленные для них Аллахом.
В этих садах они найдут деревья, изобилующие прекрасными плодами, которые опущены низко для того, чтобы люди могли без труда достать их, в каком бы положении они ни находились.
Им не нужно будет взбираться на деревья и трудиться, чтобы сорвать с них фрукты.

[11]   Они не услышат там словоблудия.

В Раю они не услышат бессмысленных и бесполезных разговоров, а тем более греховных речей.
Их речи будут прекрасны и полезны: они будут поминать Аллаха и Его бесконечную милость к ним и вести красивые беседы, от которых обретают радость души и раскрываются сердца.

[12]   Там есть источник текущий.
[13]   Там воздвигнуты ложа,
[14]   расставлены чаши,
[15]   разложены подушки,
[16]   и разостланы ковры.

В Раю много проточных источников, которые райские жители заставляют течь ручьями, как пожелают и когда пожелают.
Там воздвигнуты высокие седалища с разостланными на них мягкими постелями.
Там расставлены и приготовлены для праведников сосуды, наполненные различными прекрасными напитками.
Их разносят вечно юные отроки, и обитатели Рая испивают из них, что пожелают.
Там разложены подушки из шелка, парчи и других материалов, о которых известно одному Аллаху.
Они уложены так, чтобы на них садились или опирались, и поэтому счастливые праведники избавлены от того, чтобы шить или даже расставлять их.
Там разостланы прекрасные ковры, которые покрывают седалища со всех сторон.
Далее Всевышний Аллах обратился к тем, кто не уверовал в Его посланника, и ко всем людям в целом, побуждая их поразмыслить над Его творениями, которые являются свидетельством истинности единобожия.

[17]   Неужели они не видят, как созданы верблюды,
[18]   как вознесено небо,
[19]   как водружены горы,
[20]   как распростерта земля?

Неужели люди не задумаются над тем, как созданы верблюды и как Аллах подчинил их Своим рабам? Взгляните на это удивительное животное, которое оказывает людям огромную помощь, в которой они так нуждаются.
Взгляните на могучие горы, благодаря которым земля неподвижна и не колеблется и которые содержат в себе огромные ценности.
Взгляните на бескрайнюю землю, на которой вы обитаете, занимаетесь земледелием, выращиваете растения и строите дома и дороги.
Аллах назвал землю распростертой, однако это не противоречит тому, что она является круглой и со всех сторон окружена небом.
Об этом свидетельствуют и священные тексты, и человеческий разум, и наши органы чувств, и происходящие вокруг нас явления.
Этот факт хорошо известен большинству людей, особенно в наши дни, когда люди благодаря возможностям, которыми их одарил Аллах, добрались практически до всех уголков земли.
Когда речь идет о маленьком теле, то утверждение того, что оно ровное и плоское, исключает его шаровидность.
Однако Земля является очень большим телом, и поэтому одновременно может быть и круглой, и ровной.
При этом одно никоим образом не противоречит другому, о чем хорошо известно образованным людям.

[21]   Наставляй же, ведь ты - наставник,
[22]   и ты не властен над ними.

О Мухаммад! Проповедуй и увещай людей, доноси до них благую весть и предостерегай их от наказания, ибо ты послан призывать людей к Аллаху и наставлять их.
Нет у тебя над ними ни власти, ни господства, и ты не несешь ответственности за их деяния.
А если ты исполнишь все, что на тебя возложено, то никто не посмеет порицать тебя, ведь сказал Всевышний: «Нам лучше знать, что они говорят, и тебе не надо принуждать их.
Увещевай же Кораном тех, кто страшится Моей угрозы» (50:45).

[23]   А тех, кто отвернется и не уверует,
[24]   Аллах подвергнет величайшим мучениям.

Всякого, кто откажется покориться Аллаху и станет неверующим, Аллах подвергнет мучительному и вечному наказанию.

[25]   К Нам они вернутся,
[26]   и затем Мы потребуем у них отчета.

В День воскресения Мы соберем вместе все творения и потребуем у них отчета за содеянное ими добро и зло.

<>