Quran
Эльмир Кулиев [Толковани ас-Саади] [Ru]
Сура 89.
Аллах поклялся несколькими знамениями в подтверждении их истинности.
Подобное допустимо в арабском языке, если речь идет о чем-то очевидном и важном, и именно так обстоит дело в данном случае.
Утренняя заря наступает в конце ночи и в преддверии утра.
Всевышний поклялся ею, потому что именно в последние часы ночи проявляются великие знамения, свидетельствующие о могуществе Аллаха, Который один управляет делами Вселенной и один достоин поклонения.
В эти часы совершается рассветный намаз, который настолько важен и значителен, что заслуживает того, чтобы Аллах поклялся им.
Речь идет о десяти ночах месяца рамадан или месяца зуль-хидджа, поскольку вслед за каждой из этих ночей открывается день, полный обрядов поклонения и приношений, чего не происходит в иные дни.
Одной из десяти ночей месяца рамадан является ночь предопределения, которая лучше тысячи месяцев.
А днем в этом месяце мусульмане соблюдают пост, являющийся одним из величайших столпов ислама.
Одним же из десяти дней месяца зуль-хидджа является день пребывания в долине Арафат, когда Аллах прощает Своих рабов.
В этот день сатана бывает унижен и посрамлен, потому что именно в этот день Всевышний Аллах одаряет верующих щедротами и осеняет своим милосердием.
Именно в эти дни совершается большинство обрядов большого и малого паломничества.
Все эти важные события заслуживают того, чтобы Аллах поклялся ими.
По милости и мудрости Всевышнего ночь окутывает землю мглой и мраком, а люди утихают, успокаиваются и отправляются отдыхать.
Поистине, даже части их достаточно для тех, чья душа не мертва и кто внемлет своему Господу.
Народ Ирама - некогда известное племя ад, которое проживало на территории Йемена.
Эти люди обладали огромной силой, но преступали границы дозволенного Аллахом и были заносчивы.
Ни один народ не сравнится с ними в силе и мощи, и поэтому пророк Худ сказал им: «Помните о том, как Он сделал вас преемниками народа Нуха (Ноя) и сделал вас еще более рослыми.
Помните о милостях Аллаха, - быть может, вы преуспеете» (7:69).
Они тоже обладали большой силой и высекали жилища в скалах, расположенных в долине Кура.
Имеются в виду египетские воины, которые поддерживали его власть, подобно тому, как колья и столбы поддерживают строения.
Это относится к адитам, самудянам, Фараону и всем, кто последовал их примеру, бесчинствовал и причинял страдания рабам Аллаха, мешая им исповедовать истинную религию и благоустраивать свою жизнь.
Они совершали всевозможные грехи, исповедовали безбожие, враждовали с посланниками и мешали людям встать на путь Аллаха.
Когда же их заносчивость достигла такой степени, что их погибель стала неизбежна, Аллах низвел на них свою кару.
Он подстерегает ослушников, дает им небольшую отсрочку, а затем хватает их могучей хваткой.
Всевышний сообщил о том, что человек по своей природе невежественен и несправедлив.
Он не думает о последствиях своих деяний и предполагает, что окружающее его благополучие не исчезнет и будет длиться вечно.
Он считает, что если Аллах почтил человека богатством и благами в этом мире, то он является почитаемым и приближенным рабом; если же Аллах сделал его мирской удел скудным, то он является презренным и униженным.
Аллах отверг подобный расчет и сказал:
Не всякий, кого Аллах одарил мирскими благами, дорог Ему.
И не всякий, кто наделен скудным уделом, является униженным и презренным.
Богатство и нищета, достаток и лишение - это всего лишь испытание Аллаха, которому Он подвергает Своих рабов, чтобы щедро вознаградить тех, кто терпелив и благодарен, и подвергнуть тяжкому наказанию тех, кто лишен этих прекрасных качеств.
Если человек стремится только удовлетворять свои потребности, то это свидетельствует о низменности его устремлений.
Аллах укорил таких людей за то, что их не заботит судьба нуждающихся.
Они не почитают сирот, которые лишились отца и кормильца и нуждаются в утешении и поддержке.
Более того, они презирают их, потому что их сердца лишены сострадания и благих намерений.
Они не подталкивают друг друга заботиться о нуждающихся, нищих и бедных, потому что они скупы и любовь к мирской жизни укоренилась в их сердцах.
Они жадно пожирают завещанное имущество, не оставляя после себя ничего, и сильно любят богатство.
Всевышний сказал: «Но нет! Вы отдаете предпочтение мирской жизни, хотя Последняя жизнь - лучше и дольше» (87:16–17); «Но нет! Вы любите жизнь ближнюю и пренебрегаете Последней жизнью» (75:20–21).
Богатство, которое вы возлюбили, и удовольствия, которые вы стремитесь получить, не пребудут с вами вечно.
Напротив, вас ожидает великий день и страшный ужас.
Наступит день, когда горы разрушатся, а земля превратится в ровное ристалище, без ям и кривизны.
И вот тогда придет Аллах, осененный облаками.
Он придет для того, чтобы вынести окончательный приговор всем Своим рабам.
Ангелы каждого неба встанут в один ряд, и эти ряды один за другим окружат Божьи творения со всех сторон.
Они будут олицетворением покорности и смирения пред могущественным Царем.
В тот день ангелы приведут Ад, закованный в цепи, и тогда человек вспомнит о содеянном добре и зле.
Но это воспоминание не принесет ему пользы, потому что отведенное для покаяния время уже пройдет.
Человек будет сожалеть о своих грехах и упущениях.
Он будет кусать от отчаяния свои руки и скажет: «Лучше бы я последовал путем Посланника! О горе мне! Лучше бы я не брал такого-то себе в друзья!» (25:27–28).
Вот почему человек должен стремиться благоустроить свою жизнь в будущем мире и достичь полного счастья и услады в доме вечности.
Лютой кары будет удостоен каждый, кто пренебрег вестью о Судном дне и не трудился во благо своей Последней жизни.
Адских мучеников закуют в огненные цепи, на лицах поволочат в пекло и ими будут разводить адское пламя.
Таково воздаяние грешникам! А тем, кто уверовал в Аллаха, положился на Него и был верен его посланникам, скажут:
О душа, которая обрела покой в поминании Аллаха и возлюбила Его! Вернись к Господу, который вскормил тебя своими благами.
Ты будешь довольна своим Господом и той наградой, которой Он почтил тебя.
Ты снискала Его благосклонность и заслужила право войти в Рай.
С этими словами обращаются к душам верующих в День воскресения и при их расставании с мирской жизнью.